Украинские СМИ сообщили об очередном успехе отечественных конструкторов. Как передает издание «Вести-Украина», 16 апреля 2018 года в небо поднялся первый вертолет украинской конструкции. Как отметил почетный президент АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, «Надія» («Надежда») имеет множество конкурентных преимуществ, в частности — цену. Стоимость украинского вертолета ниже по сравнению с иностранными аналогами, машина также имеет большую выносливость.
Чито-грито, новый вертолет
«Мы к этому событию шли 10 лет. Я вам обещал, что в Запорожье будет поднят украинский вертолет», — приводит портал 061.ua Вячеслав Богуслаев.
Построить новый вертолет с нуля — это, действительно, огромное достижение. Однако проект еще с момента своей презентации летом 2017 года самими украинцами был встречен со скепсисом и иронией. Проблема в том, что новинка внешне до боли напоминает советский вертолет Ми-2, который был запущен в серийное производство еще в 1960-х годах.
Шутники не преминули вспомнить, что на этой «новинке» летал в фильме Георгия Данелия легендарный Мимино, он же Валико Мизандари, он же актер Вахтанг Кикабидзе. Родство настолько очевидно, что создатели украинского вертолета заявляют — это модернизированная версия Ми-2, на 70 процентов состоящая из композита. Удобная формула, которая, ничего толком не объясняя, позволяет говорить о чем-то принципиально новом.
Ми-2: советский проект, который собирали в Польше
Оригинальный вертолет Ми-2 был разработан в конструкторском бюро Михаила Миля и свой первый полет совершил 7 октября 1961 года. Изначально многоцелевая машина разрабатывалась для нужд гражданской авиации, но затем ею заинтересовались и военные.
Любопытно, что производство новинки было налажено на заводах не в СССР, а в Польской Народной республике, проявившей большой интерес к Ми-2.
В начале 1964 года был заключён договор о передаче Польше лицензии на постройку новых вертолётов и двигателей к ним. По этому договору Советский Союз обеспечивал гарантию на закупку в Польше достаточного количества этой авиатехники, а также двигателей и запасных частей к ним. Заводам в Свиднике и Жешуве пришлось в сжатые сроки освоить новые технологии производства. Советский Союз оказывал содействие в организации изготовления и поставки оборудования и запчастей. Для работы в Польшу были отправлены советские конструкторы и специалисты.
Производство вертолета в различных модификациях продолжалось вплоть до 1992 года. Всего было выпущено 5400 штук. Сегодня вертолет Ми-2 продолжает эксплуатироваться более чем в 35 странах мира.
Украинская модернизация
Украинское предприятие «Мотор Сич» — известный производитель авиадвигателей и газотурбинных установок. В 2011 году уже упоминавшийся Вячеслав Богуслаев заявил, что «Мотор Сич» начала проект по выпуску модернизированных вертолётов Ми-2МСБ, оснащённых новым более мощным и экономичным двигателем. Предполагалось, что две модернизированные машины будут использоваться для подготовки курсантов военно-учебных заведений ВВС Украины.
В 2013 году было объявлено о возможности ремоторизации модернизированных Ми-2МСБ моторами АИ-450М. Именно эта программа и осуществляется на Украине в последние годы. В 2014 году два модернизированных Ми-2МСБ были переданы ВСУ. В октябре 2017 года стало известно, что Винницкий авиазавод начал работы по модернизации четырёх Ми-2 в Ми-2МСБ.
Надо отметить, что модернизация касается не только двигателей. В связи с их заменой были внесены изменения в конструкцию силового набора, топливной, масляной и противопожарной системы, системы охлаждения двигателей и т.д. Также внесены изменения в бортовое оборудование. Часть необходимых для модернизации узлов производится на Украине, часть закупается за рубежом.
«Первый украинский вертолет»: как заработать на патриотизме
При этом обращает на себя внимание следующий факт — программа модернизации массовой пока не является. По состоянию на 2011 год, стоимость модернизации одного экземпляра составляла 4,5 миллиона долларов. На широкую программу в бюджете Украины денег не нашлось.
А денег, знаете ли, очень хочется. В этом и заключается причина появления проекта «Надія». Потому что «первый украинский вертолет» — звучит гордо, а за гордость надо платить.
Создать новый вертолет с нуля — задача сложнейшая, особенно для Украины, где вообще нет школы вертолетостроения. Эксперты, услышав первые заявления о проекте «нового украинского вертолета», лишь улыбались. Материализация «Надежды» подтвердила догадки — под видом новой разработки ловкие товарищи с предприятия «Мотор Сич» пытаются продать все тот же старый-добрый Ми-2.
Михаил Леонтьевич Миль, наверное, порадовался бы за долговечность своего детища, которое и в конце второго десятилетия XXI века пытаются выдать за последнее слово техники.
Смотрите также:
- Украинские «вундервафли». Чем Киев победит «российских агрессоров»? →
- «Дозор» - это позор. Как треснул новейший украинский броневик →
- Калашников и «калашников»: история конструктора и его детища →