Появятся ли в России свои «коммандос»?

Министру обороны Сергею Шойгу в ближайшее время предстоит решить, что делать с еще одной военной инициативой, доставшейся ему в наследство от Анатолия Сердюкова.

   
   

Как сообщают источники в Минобороны, на стол Шойгу легло предложение от руководителей аппарата Генштаба и Главного разведывательного управления (ГРУ) о создании командования специальных операций (КСО).

Вторая попытка

Идея о КСО, которое уже окрестили «русскими «коммандос», впервые появилась в 2008 году. Все последнее время военные аналитики прорабатывали планы создания подобной структуры с учетом опыта Франции, Великобритании, Германии и США.

В октябре 2012 года окончательно сформулированный проект был положен на стол Анатолию Сердюкову, но тот отклонил его «без объяснения причин».

Теперь разработчики предпринимают вторую попытку реализации своих планов.

Основу КСО должен составить центр специального назначения Минобороны «Сенеж», а также бригада спецназа одного из военных округов. Кроме того, КСО будут подчинены вертолетная эскадрилья на базе Центра боевого применения и переучивания личного состава армейской авиации (ЦБП и ПЛС) в Торжке и эскадрилья транспортных Ил-76 с аэродрома Мигалово под Тверью.

Определенные наработки уже есть. Как сообщает источник в Минобороны, В Торжке вертолетчики четыре года участвуют во всех элементах учебно-боевой подготовки совместно со «Сенежем», который возьмет на себя основные задачи.

   
   

Задачи, которые должно решать КСО, относятся к самым экстремальным - освобождение заложников на враждебной территории, эвакуация граждан из зоны локальных конфликтов, ликвидация бандформирований.

Фото: russianlook.com

В условиях масштабных войн задача подобных подразделений еще более серьезная – ликвидация политического и военного руководства противника, уничтожение стратегических объектов, пусковых установок ядерных ракет и тому подобное.

Личный спецназ Сердюкова

Проект КСО, появившийся после российско-грузинской войны 2008 года, вызывает много споров в военной среде. Так, бойцы существующих частей спецназа недоумевают, почему в структуру КСО должна войти лишь одна бригада, если в аналогичной структуре во Франции в нее включены все силы специального назначения.

Непонятно, кому в итоге будут непосредственно подчиняться подобные силы. Некоторые аналитики полагают, что «коммандос» может находиться лишь в прямом подчинении президента.

Отношение к центру специального назначения «Сенеж» в войсках довольно противоречивое. Подразделение в свое время подчинялось ГРУ, а затем перешло под крыло Генштаба. Именно в этот период на «Сенеже» стал реализовывать свои фантазии бывший министр Анатолий Сердюков. Как сообщают источники в Минобороны, Сердюков лично курировал центр, снабжая его довольно экзотическими образцами импортного оружия, и намеревался превратить «Сенеж» в некое подобие американской «Дельты». За это злые языки прозвали «Сенеж» «личным спецназом Сердюкова». Кроме того, по данным тех же источников, рядом с базой «Сенежа» министру построили личную базу отдыха с причалом для яхт.

Впрочем, повышенное внимание экс-министра к «Сенежу» отнюдь не означает, что базирующиеся там бойцы отличаются низким уровнем профессионализма или являются «картонными героями». Смущает, скорее, показательный приоритет, отдававшийся «Сенежу» перед другими подразделениями спецназа.

Задача оптимизации сил специального назначения под решение задач, связанных с условиями локальных конфликтов и миротворческих операций, вставала не только перед Минобороны России.

Поможет ли России западный опыт?

В 1992 году вопросами реформирования специальных сил занялась Франция. Было создано Командование специальными операциями (COS). В него входят: 1-й парашютно-десантный полк «D» морской пехоты - армейская войсковая часть, хранящая традиции формирований Специальных авиадесантных сил «Свободной Франции» времен Второй мировой войны; авиационное подразделение для специальных операций (Detachment ALAT operations speciales - DAOS) в составе двух специальных ударных вертолетных эскадрилий; командование коммандос морской пехоты (Commandement des Fusiliers marins commandos (COFUSCO), представляющее собой военно-морской компонент COS.

Французские силы COS имеют такие же задачи, что и их аналоги в других странах: диверсионные операции в тылу врага в условиях войны, а в мирное время – участие в антитеррористических и миротворческих операциях.

В Германии к решению аналогичного вопроса приступили в 1996 году, когда было создано Командование специальных операций. КСО бундесвера создавалось на базе 25-й воздушно-десантной бригады, являвшейся компонентом аэромобильных сил. В 1999 году и командование, и остатки этих сил были включены в состав сил быстрого реагирования. Первоначально КСО насчитывало около 1000 человек, в дальнейшем его численность была увеличена до 4000.

Перед германским КСО стоят следующие задачи: ведение глубинной разведки, наблюдение и диверсии на важных объектах в глубоком тылу противника, сбор разведывательной информации в районах кризисов и конфликтов, борьба с терроризмом за пределами Германии, эвакуационно-спасательные операции и защита немецких граждан и граждан других государств в угрожаемых районах, обеспечение безопасности важных государственных, политических и военных представителей Германии за рубежом.

United Kingdom Special Forces – войска специального назначения Великобритании – состоят из Специальной воздушной службы (SAS), Специальной лодочной службы (SBS), Специалльного разведывательного полка и Группы поддержки сил специального назначения. Британские подразделения подобного рода – одни из старейших в мире. 22-й полк SAS, ставший впоследствии костяком британских специальных сил, был создан в августе 1941 года. Задачами британских спецназовцев являются проведение специальных и антитеррористических операций как внутри страны, так и за рубежом, а также подготовка бойцов соответствующего профиля для стран-союзниц.