Какой быть Российской армии? Враньё, что на профессиональную армию у России нет денег!

Однако нетрудно заметить, что последнюю морскую победу российский флот одержал при Синопе в 1853 г. А на суше с тех пор Россией были проиграны последовательно Русско-японская, Первая мировая, Афганская и «холодная война».

   
   

Победа в Великой Отечественной была одержана ценой жертв, от которых Россия до сих пор не оправилась. При этом российская армия постоянно реформировалась – после Крымской войны, перед Первой мировой, в 1920-х, накануне Великой отечественной, при Жукове, Хрущёве, Устинове, Грачёве, Сердюкове… В результате ей снова, как никогда остро, требуются… ну разумеется, новые реформы. Казалось, сменили уже всё, что можно: петлицы и погоны, «царских» и «красных» генералов, четыре поколения реактивных истребителей и три (с 1945-го) поколения основных боевых танков… Неизменным осталось одно – принцип комплектования Вооружённых сил по призыву. Может, пора, как в старом анекдоте, менять не кровати, а «девочек»?

Этой публикацией мы продолжаем начатые ранее (еще в проекте «Великая победа») темы «Россию спасет только трехлетняя служба по призыву»   и «Откупиться от армии? Почему бы нет».

На вопросы ведущего рубрики Сергея ОСИПОВА отвечает Виталий ЦЫМБАЛ, заведующий лабораторией военной экономики Института переходного периода.

«АиФ»: - Говорят, что современная Россия не может себе позволить содержать миллионную профессиональную армию. Интересно: на миллион чиновников деньги есть, на без малого полтора миллиона в структурах МВД есть, а на миллион защитников Родины, из которых рядовыми и сержантами будут не более 700 тысяч, не заработали!

В.Ц.: - Это вранье, что у государства нет денег на профессиональную армию. В 2005 году тогдашний начальник Генштаба Юрий Балуевский  первым сказал, что в армиях всего мира 70% военных бюджетов идет на закупку вооружений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), и только 30% «проедается», то есть остается на денежное довольствие военнослужащих и боевую подготовку. Так вот: и тогда, и сейчас в США на содержание личного состава и боевую подготовку уходило около 65%, и только 35% - на оснащение, ремонт, капитальное строительство, НИОКР и прочее. Позднее ту же недостоверную информацию со слов военных повторяли сперва президент Путин, а затем и президент Медведев. Конечно, если мы в военном бюджете львиную долю денег норовим отнять у военнослужащих и направить в оборонно-промышленный комплекс, нам не то что на профессиональных солдат – скоро и на профессиональных офицеров не хватит!

«АиФ»: - Недавно представители ЛДПР внесли в Госдуму поправки к Закону о воинской обязанности. Предлагают легально «косить» от армии за миллион рублей. Как вы относитесь к этой инициативе?

   
   

В.Ц.: - Откуп за миллион не поможет сформировать армию. Откупается человек один раз и на всю жизнь. В понятиях военного аналитика - на 10 лет, которые он находился бы в мобилизационном резерве. Всё это время его должен будет кто-то замещать, а это, по моим подсчетам, стоит примерно в 2,5 раза дороже предложенного миллиона. Не поможет это и от коррупции избавиться. Наоборот, суммы взяток только возрастут. Вся эта непонятная возня с миллионом в нашей стране может кончиться только одним – военкоматовский чиновник предложит «откосить в частном порядке» за половину указанной суммы. У человека будет справка, у чиновника - 500 тыс. рублей (то есть, по некоторым данным, вдвое больше, чем сейчас это стоит в Москве. – Ред.). А в казне – по-прежнему ноль.

Хуже того: это предложение уведет нас от решения главной проблемы – перехода к профессиональному принципу комплектования армии.

«АиФ»: - Но ведь был и есть успешный опыт откупа от армии в других странах. В Турции за 10 тыс. долларов, в Киргизии за 550 долларов, в Армении за 180, в Узбекистане за 140, а в Грузии не так давно это можно было сделать меньше, чем за сотню баксов в год…

В.Ц.: - В Грузии было много интересного. Например, там был год, когда грузинские девушки организованно не подавали заявления в вузы, благодаря чему увеличилось количество студентов-юношей и, соответственно, образовалась нехватка солдат-призывников. Но российские девушки до этого, полагаю, еще не доросли. Однако не совсем понимаю, зачем ссылаться на опыт Киргизии, Армении или Монголии, если Россия позиционирует себя как великая держава? Из стран, входящих в «Большую восьмерку», только в Германии и России сохраняется призывная армия. Но Германия – Ангела Меркель уже подписала соответствующие документы – с 1 января 2011 г. прекращает призыв. Можно, конечно, сослаться на опыт другого мирового лидера – Китая. У китайцев призыв, естественно, сохраняется. Но соревноваться с ними по количеству «срочников», которых можно призвать в случае военной опасности, России, да и всем остальным странам мира, бессмысленно. У них население 1,3 миллиарда, у нас –  всего 142 миллиона.

Сейчас у нас примерно 600 тыс. парней в год достигают 18-летнего возраста. А начальник Генштаба недавно озвучил цифру, согласно которой только в Вооруженные силы, не считая прочих силовых ведомств, в которые тоже осуществляется призыв, неплохо бы в год призывать 700 с лишним тысяч человек. Причем в последние годы военкоматы не могут призвать треть от этого числа по медицинским показаниям! Цифры – вещь упрямая! К тому же и время сейчас не то, чтобы набирать «пушечное мясо» как в позапрошлом веке. И войны не те – никто уже не ведет свое военное строительство по канонам, по которым в ХХ веке готовились к мировой термоядерной войне. А, по нашим расчетам, за зарплату, на 20% превышающую среднюю по стране (ныне это примерно 25 тыс. рублей в месяц. – Ред.) нужное количество бойцов найдется без проблем.

Смотрите также: