В чём суть нового школьного предмета и как воспитать в атеистической среде православного человека - об этом наш корреспондент поговорил с автором нового учебника, известным философом и писателем Виктором Тростниковым.
- Желая раскрыть понятие «православная культура», мы должны вскрыть её корни. А они уходят в историю православной цивилизации. Понимая всю глубину преемственности, русские мыслители, начиная от отцов церкви и заканчивая... Владимиром Соловьёвым, всегда осознавали, что мы не создатели своей цивилизации, а её охранители. Именно для воспитания в подрастающем поколении осознания этого великого бремени и нужно вводить, пусть и факультативно, данный предмет.
Задача этого курса, как мне видится, привить современным детям правильное представление о том, что такое их Родина, их Отечество, объяснить им, что это за цивилизация, в которой им посчастливилось родиться.
Православной кичливости не должно быть
- Далеко не все россияне - православные и русские. Некоторые российские мусульмане выступают против данного предмета, даже введённого факультативно…
- Их опасения можно понять. Не имея контекста, конкретного учебного пособия, они опасались, что при преподавании данного предмета проявится некая православная кичливость. Мол, наш Бог самый лучший, а остальные веры - хуже, чуть ли не еретические. Уверен, что, ознакомившись с данным пособием, любой муфтий скажет: данный предмет будет интересно изучать и ученикам, воспитанным в русле ислама. Это позволит им понять культуру страны, в которой они живут. В теории же параллельно с «Основами православной культуры» можно ввести основы мусульманской, синтоистской, индуистской и т. д. культур. Это же не возбраняется.
- Очень часто именно то, что навязывается детям в школе, ими отторгается особенно яро. Не отвратим ли мы их от православия?
- Спросите любого школьника: «Какой предмет твой любимый?» - и, уверяю, он назовёт не тот, к которому у него действительно имеются склонности, а тот, который преподаёт хороший, любимый учитель. Прежде чем повсеместно вводить новый предмет, следует подготовить профессиональные кадры. Как видится мне, это могут быть школьные учителя истории.
На смену идёт воцерковлённое поколение
- Во времена СССР выросло несколько атеистических поколений, полностью потеряно ранее традиционное религиозное воспитание. Как, на ваш взгляд, правильно говорить с детьми о религии, как приобщать их к этой теме?
- Святой Русью, которой мы некогда были, мы перестали быть не в советское время, а ещё в XVIII-XIX веках. Ну по крайней мере в высших слоях общества. Возьмём в пример Константина Левина, замечательного, положительного героя «Анны Карениной». Он влюбляется в Кити Щербацкую, дело идёт к свадьбе, и тут он вспоминает, что уже семь лет не причащался! Русский патриот, дворянин, умнейший человек, почвенник, крещёный и… семь лет не причащался. Секуляризацию (процесс снижения роли религии в обществе. - Ред.) тогда вызвал технический прогресс. Наука будто бы доказала, что Бога нет. А против науки ведь не попрёшь! Эти-то размышления, кстати, и привели в конце концов к революции. Революция же отменила Бога, но никоим образом не христианские ценности. Кодекс строителя коммунизма поразительно похож на Нагорную проповедь. Надо быть скромным, самоотверженным, служить людям, надо быть честным в браке, любить своих детей.
Что же касается вопроса воспитания, то в православии он давно решён. Насильно тянуть в храм нельзя, надо своей жизнью показывать детям благодатность православного бытия. По воскресеньям я хожу в храм и еженедельно наблюдаю, какое огромное количество детей радостно подходит к причастию. На смену нашему идёт воцерковлённое поколение.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Вернуть идеологию — всё равно, что труп посадить на трон →
- Юрий Белановский: Что есть смысл жизни и можно ли ему научить? →
- Юрий Белановский: Манежная площадь. Взгляд христианина →