О самой заповеди
Из контекста самих исторических событий мы видим, что Моисеевой заповедью ограничивалось зло в самом народе израильском. Убийство ради защиты себя или своих близких и убийства в оборонительной войне не осуждались. Кроме того, были случаи, когда Сам Бог повелевает древнему израильскому народу силой оружия отвоевывать свое жизненное пространство или свободу.
Для тех времен (а мы говорим о столетиях до нашей эры) заповедь «не убий» носила вполне ясное назначение: юридической нормы, относящейся к израильскому народу. Безусловно, ни о каком гуманизме и толерантности в нашем понимании, ни о каком равноправии среди представителей разных народов в те времена нигде и ни у кого не могло быть и речи. Хотя надо заметить, что в сравнении с другими ветхозаветный закон все же отличался гуманизмом и со временем, приближаясь к Рождеству Христову, менялся, подготавливая израильтян - и через них другие народы - к принятию того учения, что открыл людям Христос.
«Не убий» в Евангелии
В свое время Господь Иисус Христос не только утвердил важность заповедей Моисея и учения пророков, но как бы придал им статус минимально необходимой нравственности, оттолкнувшись от которой можно стать христианином. Для cвоих же последователей Спаситель качественно усилил ветхозаветные заповеди. Вот Его слова. «Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага!» А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Если будете любить только тех, кто любит вас, за что вас тогда награждать?» «Вы знаете, что предкам вашим было сказано: «Не убивай!» Тот же, кто совершит убийство, должен ответить за это перед судом. А Я говорю вам: даже тот, кто гневается на брата, должен ответить за это перед судом; тот, кто скажет брату: «Дурак!» — должен ответить перед Советом; тот, кто скажет: «Отступник!» — должен ответить в огне геенны.» «Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, подставь и левую. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, пусть забирает и плащ.»
Из этого совершенно очевидно, что любое убийство - это грех и зло. Им не место на земле. Более того, даже гнев и злость должны уйти из жизни людей.
Непосредственно о войне, о «законных» и «незаконных убийствах Христос ничего не сказал. Учение Спасителя выражено в нескольких фразах, которые, если можно так выразиться, мог сказать только Он. Эти слова именно в Его стиле, в Его духе. Самое известное высказывание таково: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих. Здесь все как бы вывернуто наизнанку и показано именно с той стороны, которая только и имеет ценность перед Богом. Мне думается, что тут речь идет о человеческой судьбе, о цене человека, и тут все определяется не фактом боевых действий, а способностью человека любить Бога и ближних и жертвовать собою ради них.
Думаю, что для ясности картины хорошо различать заповеди-призвания и заповеди-нормы. Заповеди-призвания обращены к каждой личности, предлагая ей достичь совершенства. Заповеди-нормы ограничивают зло, регламентируют условия и границы пребывания среди учеников Христа и влекут за собой некоторые санкции. Например, «если вы не будете исполнять волю Бога лучше, чем фарисеи и учителя Закона, не войдете в Царство Небесное Или: «воры, стяжатели, пьяницы, клеветники, мошенники Царства Божьего не наследуют. О нравственном совершенстве говорится как о призвании, о минимально необходимой нравственности - как о правовых нормах.
Жизнь есть жизнь
Хотелось бы акцентировать внимание на том, что призвание - это одно, жизнь - другое. Не существует жизни в полном соответствии с призванием. Только Христос без греха! Соблюдая минимально необходимые нормы и в то же время стремясь к идеалу, человек остается христианином. Каждому своя мера совершенства. Знание заповедей дает последователю Христа правильную систему мышления и оценок, благодаря которой он может поверять свою жизнь, искать ориентиры здесь и сейчас для принятия решений. Не бывает раз и навсегда правильных решений, очень важен их поиск. Думаю, что евангельское учение дано не для создания сообщества святых - это невозможно, а для того, чтобы христиане, живя в этом мире, могли в своей жизни принимать решения ради Христа, решения, по возможности близкие к тому, что Богу угодно.
Не бывает жизни без вражды и войны. Невозможно полностью игнорировать законы мира сего. Из Евангелия очевидно, что христиане не вправе нападать, отнимать у других свободу, насаждать свою веру силой. Им дан другой способ - свидетельство, диалог, жертвенность. Но если всегда и всюду последователи Христа будут смиряться и подставлять щеки, то их со временем истребят. Поэтому и они стремятся отстоять свое место в жизни, не дать в обиду себя и своих близких. Вспомним, как апостол Павел отреагировал на избиение себя в суде. Служителям приказали ударить его по лицу.
Павел очень жестко ответил: «А тебя ударит Бог, ты, побеленная стена! Ты сидишь здесь, чтобы судить меня по Закону, а сам нарушил Закон, приказав меня бить!»
Мы уже говорили, что с точки зрения евангельской, любое убийство - зло и грех. Но наша жизнь часто не дает людям выбора между добром и злом, а оставляет выбор из двух зол. Нередко надо выбирать меньшее зло, меньший грех. Военные действия являются именно таковой реальностью. При этом христиане уверены, что перед Богом придется отвечать и за такое «меньшее зло», оно не может остаться безответным, хотя надеются, что суд Божий будет снисходительным и понимающим.
О церкви
Есть прекрасный образ. Церковь часто сравнивают с парусным кораблем. Море, ветер, вообще стихия - это жизнь мира. На корабле идет своя жизнь и он плывет к своей цели, но в то же время он зависит от погоды. Матросы не просто плывут, они обязаны знать и понимать, что происходит за бортом, чего ждать от погоды, где и почему находится их корабль. Порой команде необходимо как бы подчиниться стихии, принять ее правила игры, чтобы в свое время вновь взять управление в свои руки и привести экипаж и пассажиров к месту назначения.
Церковь возвещает идеал и помогает христианам стремиться к нему, но не меняет ни общество, ни государство. Для христиан любой человек - образ Божий, будь он русским, китайцем, больным или даже нерожденным. Известный западный педагог, всю жизнь посвятивший работе с больными детьми, с инвалидами, удивительно выразил суть христианского учения: жизнь любого человека - это священная история. Однако, к сожалению, для нации, для общества, для государства - такой взгляд невозможен. Поэтому Церкви приходится искать компромисс. Суть его в том, что если началась война, то со стороны Церкви, исходя из целей войны, из ее развития, может прозвучать благословение христианам на участие в ней, как это было в Великую Отечественную войну, или отказ от такого благословения. Нет и не может быть благословения самой войны.
В заключении расскажу удивительную историю, произошедшую около ста лет назад во время русско-японской войны. Оставлю ее без комментария. В то время в Стране восходящего солнца была очень успешна миссия Русской православной церкви, возглавляемая епископом Николаем Касаткиным, впоследствии прославленным в лике святых. Он оказался настолько талантливым человеком, что смог создать «на пустом месте» Японскую православную церковь. С началом боевых действий епископ отказался уехать в Россию и бросить свою паству. Он принял для себя и объявил японским христианам следующее решение. Как русский человек он обязан молиться за своих братьев по крови, но никак не может требовать этого от японцев, у которых на войне погибают их братья. Поэтому до окончания войны епископ Николай и его русские помощники удаляются в уединение для молитвы о России. Христиане Японии будут и дальше жить своей церковной жизнью, искренне молясь о победе своего народа.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Итоги 2012 года. Ничего не осталось, как проповедовать о Христе →
- Юрий Белановский: Церковь и империя, или Об улучшателях и защитниках Церкви →
- Тайна Бога. О Символе веры. Часть вторая →