Юрий Белановский: Как подготовиться к Причастию? Ответ не так очевиден

Юрий Белановский © / АиФ

Они знают, что в храмах люди не только молятся, о чем-то просят Бога и святых, подают записочки, венчаются, отпевают усопших, но и причащаются. Всё, кроме Причастия, доступно для крещеных без каких-либо условий, разве что потребуется внести пожертвование. Но вот к Причастию просто так не допустят, необходимо соблюсти определенные требования.

   
   

Что требуется?

Любой православный христианин в России, более-менее регулярно ходящий в храм, как «Отче наш» знает требования к Причастию. Несколько упрощенно они выглядят так. Причащаться могут только крещенные в православной Церкви. Причащаются натощак (даже не пьют воды). Необходимо соблюсти трехдневный пост — воздержаться от мясных и молочных блюд, а так же от супружеского общения. Положено прочитать специальный набор молитв (от 5 до 15 страниц) и исповедаться, то есть покаяться в грехах. Женщины во время месячных воздерживаются от Причастия. Частое причащение (два и более раз в месяц) не приветствуется.

Для человека стороннего или новичка в Церкви эти правила выглядят вполне нормальными и исполнимыми, особенно, если понимать, что для Христиан Причащение — это встреча с Богом, вкушение Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Принять такую Святыню походя или небрежно — нехорошо, даже греховно. Еще во времена апостолов Евхаристия, а именно так называют христиане то богослужение, где происходит причащение, была центром и главным смыслом жизни христианских общин. Подробнее можно посмотреть в одной из моих заметок.

Важно знать, что указанные выше требования нигде в официальных или авторитетных церковно-юридических документах не зафиксированы. Их можно назвать сложившейся в последние четверть века традицией, но не более. Основной тон этой традиции сдерживающий: лучше воздержаться, чем причаститься неподготовленному. За допуск к причастию отвечает священник.

Однако, уже не первый год  в Русской Церкви идут бурные дискуссии о целесообразности таких требований и о выработке современного подхода.

К Причастию просто так не допустят, необходимо соблюсти определенные требования
   
   

Что не так с требованиями?

Наряду с указанной традицией существуют древние авторитетные церковные нормы, именуемые канонами. В них о Причащении говорится по двум поводам. Во-первых, в контексте наказания за безнравственную жизнь или отступление от веры. Поскольку Причащение, как единение со Христом — это центр и смысл христианской жизни, то понятно, что воры, обманщики, блудники, взяточники, те, кто осознанно отвергли веру во Христа и т.п. от Причащения отлучаются, пока не покаются и не исправятся. Как это ни удивительно, должны отлучаться даже те, кто три воскресенья подряд самовольно не посещал христианских богослужебных собраний и не вкушал Тела и Крови Христа. Кстати, очень важно, что серьезному наказанию не подвергались христиане, дерзавшие входить в алтарь храма и причащать сами себя в присутствии священников и епископов. Их отлучали от Причащения всего на одно воскресенье.

Обряд причастия Фото: www.russianlook.com

Во-вторых, каноны содержат благочестивые назидания. Эти советы не носят жесткого предписательного характера и не предлагают никаких наказаний. К примеру, Причащение должно совершаться натощак, или христиане призваны посещать богослужения всю пасхальную неделю и каждый день причащаться, или женщинам во время месячных не рекомендуется приступать к Причастию.

Ни о посте, ни об исповеди, ни о супружеском воздержании, ни о каких-то особых молитвах каноны не говорят. Иными словами, тон канонов поощряющий: призвание христианина — быть со Христом. Помешать этому может только безнравственная жизнь самого христианина или неверие. Дисциплина вторична. Если человек — христианин — и он хочет причаститься — нет к этому препятствий.

Очень ярко настроение древних христиан передают слова Иоанна Златоуста, сказанные им на Пасху: «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо смерть Спасителя освободила нас! Объятый смертью, Он угасил смерть».

Что можно сказать по существу?

Из Евангелия со всей очевидностью ясно, что каждый ученик Христов сам ответственен за отношения с Богом, в том числе и за Причащение Тела и Крови Господа. На суде у Бога каждый предстанет сам и даст ответ. Христианство не знает посредников между людьми и Богом. Есть церковная иерархия — те, кто являются примером, кто предстоит в богослужебных собраниях, кто учит вере и благочестию, кто управляют жизнью общины. Но иерархия не имеет право собственности на Господа Иисуса Христа. Христос — Господин для всех своих учеников в равной мере и Сам принимает в свое общение «и добрых и злых».

Поэтому, надо признать, что для христиан (за исключением совершивших тяжелые грехи или отступивших от веры) единственным и достаточным основаниями для причащения служит крещение в православной Церкви. Никак по-другому этот вопрос с богословской точки зрения решен быть не может. Несколько упрощенно, но очень точно можно сказать, что в идеале люди крестятся, чтобы причащаться — и причащаются, потому что крещены. Тема Причастия — это тема совести и ответственности каждого христианина.

Обряд причастия Фото: www.russianlook.com

Вопросы нашего времени

Особенность нашего времени такова, что крещение перестало быть самодостаточным гарантом нравственной жизни, искренней и правильной веры и принадлежности человека к Церкви. Крещение стало формальностью не только для желающих креститься, но и для Церкви. Декларируемая важность крещения, декларируемое духовное рождение человека на практике почти ничего не значат в контексте Причастия. Для приобщения Тела и Крови Христа традицией выставляются иные — дисциплинарные и формальные требования.

Мы имеем дело с парадоксальной ситуацией, в которую себя втянула Русская Церковь в постсоветские годы. Невозможно признать крещение достаточным гарантом церковности из-за неподготовленного безответственного (и со стороны Церкви, и со стороны крещеных) крещения 80% населения страны. Крещенные церковны, но в то же время нецерковны.

Поэтому появляется этот традиционный охранительный и дисциплинарный фильтр внутри Церкви, которому подчиняются все миряне. Получается, что христиане со стажем (если позволительно так сказать) вынуждены жить по меркам и требованиям новичков, они не могут жить, как зрелые и самостоятельные ученики Христа. Все это приводит к ряду нерешенных проблем.

За четверть века выросло поколение христиан, имеющих серьезный немалый опыт церковной жизни, глубоко знакомых и с историей Церкви, и с богословием. Наиболее актуальная тема для них — это возрождение традиции частого еженедельного причащения мирян. Если христианин желает и стремится к этому, то указанные выше традиционные для Русской Церкви условия и требования теряют педагогический и дисциплинарный смысл, превращаясь в обузу. Речь не только о постах, дополнительных молитвах и супружеском воздержании, но и о частой исповеди, при которой христианину просто не о чем говорить со священником, кроме перечисления вполне традиционных и набивших оскомину бытовых ошибок, огрехов и негативных эмоций.

Я не знаю, будет ли эта тема как-то решена со стороны священноначалия Русской Церкви или будет оставлена на самотек. В любом случае, православные христиане и те, кто интересуются православием, должны понимать те основы (реальные, а не надуманные), из которых рождается та или иная практика церковной жизни — и уже в этом контексте осмыслять себя и свою жизнь со Христом в Церкви.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Смотрите также: