Гонщик от… деда
В одной руке он держит игрушку, «стреляющую» мыльными пузырями. Другую с серьёзным видом протягивает для рукопожатия: «Привет!» Серо-зелёные глаза и белокурые волосы - генетическое наследие эстонских предков. Его дедушка Тыну Кяйс вместе с семьёй перебрался из Прибалтики в Подмосковье лет тридцать назад.
С дедушки всё и началось. Вырастить из Никитки мотогонщика (правильно говорить - мотокроссмена) - целиком его затея. «Я сам мечтал заниматься мотоциклетным спортом, но у меня не получилось, - вздыхает Тыну Альфредович. - Сын мой участвовал в автомобильных ралли, а когда родился внук, я решил: уж он-то точно будет мотогонщиком! Начали с малого. Когда исполнился год, подарили ему трёхколёсный мотоцикл на электродвижке. Он гонял на нём по квартире. На три года купили уже настоящий детский мотоцикл - «Ямаху» с 50-кубовым двигателем. Сначала Никита не мог понять, как правильно газовать, а когда разобрался, его с сиденья стащить было невозможно. В слёзы кидался - хочу ещё ездить!»
Чтобы всё было «по-взрослому», Тыну оформил для внука лицензию на участие в соревнованиях по мотокроссу. Причём это профессиональные состязания. За юным гонщиком закрепили персональный номер - 41.
Кроме того, понадобились страховка и нотариально заверенное согласие родителей. Тогда, в 2005 году, никаких возрастных ограничений на участие в мотогонках не было. Это потом регламент изменили: теперь к соревнованиям допускают лишь тех, кому исполнилось 5 лет. Именно по этой причине возрастной рекорд Никиты Кяйса вряд ли будет побит. Ведь, когда он первый раз принял участие в молодёжном чемпионате России по мотокроссу, ему не исполнилось и четырёх лет.
«Дедуль, а мотоботы надевать?» - чтобы показать нам своё мастерство, он облачается в костюм мотокроссмена и становится похож на маленького робокопа. Мотоцикл рычит и срывается с места. Никитка не сидит, он стоит над байком, словно всадник в стременах. «На трассе надо только стоять, там нельзя присесть, такова техника вождения, - поясняет его дедушка. - Вообще в этом виде спорта нагрузки колоссальные, прежде всего на ноги. Мотокроссмен высокого класса на тренировках должен делать 600 приседаний, из них 40-60 раз - на одной ноге».
«Это не игра!»
Вес Никиты - 16 кг, его мотоцикла - 35. Однако на трассе с «железным конём» приходится управляться самостоятельно. Упал - надо встать, поднять байк, завести его. Падений в спортивной карьере было предостаточно, случалось, что через руль перелетал. Но кто ж знал, что первый перелом он получит... на обычной детской площадке. «Вот эту руку я сломал, и ещё два пальца не работали, - хмурит брови мотогонщик. - Там это, нерв повредился… А теперь нормально. Но прошлый сезон пришлось пропустить».
За год набирается около 20 гонок. На некоторые приходится ездить в другие регионы. «Очень накладное занятие, требует постоянных финансовых вложений, - сокрушается Тыну Кяйс. - Обычная семья таких затрат не потянет, поэтому у юных мотогонщиков, как правило, состоятельные родители. Нам же помогают Музей техники Вадима Задорожного, который находится в посёлке Архангельское, и администрация Красногорского района».
Медалей Никита пока не завоевал - гонки выигрывают ребята старшего возраста. Сейчас этому парню шесть, но он уверенно заявляет, что с 7 лет начнёт бороться за чемпионство: «Для меня это вовсе не игра, всё по-настоящему». А дедушка тихо добавляет: «Медали - не главное. Главное, чтобы вырос порядочным человеком, знал, что любые трудности можно преодолеть. Этому и учит мотокросс. А профессию выберет сам».
Сдаётся, что в любом случае это будет мужская профессия.
Смотрите также:
- Одной левой. Потеряв ногу в Чечне, Валерий Садовский выиграл ЧМ по футболу →
- Метр за секунду: девочка без руки стремится стать чемпионкой по плаванию →
- Принцесса штанги. Марьяну Наумову грозятся убить за помощь детям? →