«Хватит жаловаться на власть. Если есть голова на плечах, без куска хлеба не останешься», - считает Михаил Боярский.
Мозоль на душе
Сергей Грачёв, «АиФ»: Михаил Сергеевич, какое определение вы бы дали нынешнему отрезку истории? Нет ощущения, что мы опять движемся в тупик?
Досье | |
---|---|
Михаил Боярский родился в 1949 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский госинститут театра, музыки и кино. Снимался в фильмах «Собака на сене», «Д'Артаньян и три мушкетёра», «Выше радуги», «Гардемарины, вперёд!» и др. |
Михаил Боярский: Лицом к лицу лица не увидать. Мы растём и меняемся вместе со страной, поэтому дать объективную оценку происходящему довольно сложно. С материальной точки зрения мы стали жить, конечно, лучше. Однако есть ощущение, что в плане духовности происходит деградация. А по большому счёту, история страны развивается всегда не так, как мы хотим. История - как ручей: движется и протекает по естественным для неё ложбинам. И как бы мы ни старались повернуть реку истории вспять или кардинально поменять её русло, ничего не получится. Я согласен с Толстым, который считал, что русским миром правит провидение. А вообще, на события, которые происходят в стране, в мире, я смотрю, как на проносящийся мимо меня поезд. Я не знаю, куда этот поезд придёт, мне комфортно на своей станции в окружении родных и близких.
С.Г. «АиФ»: Сегодня чуть ли не каждый день в недрах Госдумы возникают новые законодательные инициативы - запретить, ограничить... А можно ли с помощью запретов изменить человека, добиться положительных перемен?
М.Б.: Нет, конечно. Запреты должны быть внутри человека, а не диктоваться извне. Это вопрос воспитания, внутренней культуры, но никак не государственных законов. Не мною было сказано: если дорога не ведёт к храму, она вообще не нужна. Мы сегодня склонны искать тропинки и дороги куда угодно, только не к храму (в широком понимании этого слова). Это здорово, интересно, но бессмысленно. Увы, но наш внутренний мир слишком порушен. Может, бесконечный поток негатива и жестокости, который льётся с телеэкранов, вызвал мозоли на наших душах, сделал невосприимчивыми к чужой беде. На первый план вышли деньги. Можно бесконечно хапать, воровать, но счастья в конечном итоге это не прибавит. Всё написано и описано в сказке о золотой рыбке.
С.Г. «АиФ»: Написано. Однако это не мешает чиновникам на самых высших уровнях продолжать хапать и воровать.
М.Б.: Для них это как наркотик уже. Это всё равно что пить солёную воду - чем больше выпил, тем сильнее жажда. Они не могут остановиться! Их можно только пожалеть.
С.Г. «АиФ»: С чего вдруг?!
М.Б.: Ну а что же - убивать их?! И так все слишком обозлены. Удивительно, но только в условиях какой-то общей большой беды мы становимся вдруг приличными, терпимыми друг к другу людьми. Это ужасно, но это правда. Что ни говорите, но сегодня мы все немного зажрались.
С.Г. «АиФ»: Давайте вернёмся к вопросу о запретах. Вы крайне резко выступали против антитабачного закона, когда он ещё только готовился. Закон в итоге был принят и с 1 июня вступил в действие. Будучи заядлым курильщиком, вы как-то ощутили на себе его действие?
М.Б.: Разумеется, нет. Думаю, его вообще никто не ощутил.
С.Г. «АиФ»: А то, что из аэропортов убрали курилки, не напрягает?
М.Б.: Во-первых, не из всех их убрали. Во-вторых, прежде чем зайти в здание аэропорта, ты выкуриваешь три-четыре сигареты подряд и идёшь на регистрацию. Ничего, проживём! В конце концов, и до этого закона ни один здравомыслящий человек не стал бы дымить в родильном отделении, во время спектакля, в кинотеатре и т. д. Как говорил уже цитируемый мною Толстой, счастье - это удовольствие без последствий. Если ты можешь где-то покурить, не причиняя окружающим неудобств, кури на здоровье. Если это кому-то рядом очень мешает и вредит - стоит задуматься. Антитабачный закон по своей бессмысленности схож с законом о запрете использования мобильного телефона во время вождения автомобиля. Закон есть, а кто его соблюдает?! Кто следит за его исполнением?! Никто! Жёсткие запреты нужны там, где пахнет трагедией. Например, когда речь идёт о вождении авто в нетрезвом виде.
С.Г. «АиФ»: Кстати, под лозунгом борьбы с пьянством у нас регулярно поднимают акцизы на спиртное. Сейчас вот предлагают продавать алкоголь только по пластиковым картам... Что думаете по этому поводу?
М.Б.: Ну вы же сами видите: люди, которые эти законы продвигают и принимают, большей частью создают видимость деятельности, чтобы их из Думы не попёрли. Либо делают это ради пиара, который в итоге можно будет монетизировать. Хотя я на их месте делал бы, наверное, то же самое...
«Выбор есть всегда!»
С.Г. «АиФ»: Опросы показывают: большинство населения уверено, что власть нам врёт, что ей наплевать на проблемы граждан, что она обслуживает исключительно свои интересы. Почему же это большинство остаётся пассивным?
М.Б.: Видимо, оно вполне довольно тем, что имеет. Либо боится потерять то, что уже есть. Я к власти отношусь очень лояльно. Верю и Путину, и Шойгу. Не могу даже представить, кто бы их мог заменить сейчас. Врагу не пожелаешь быть Президентом России.
С.Г. «АиФ»: Вот вы известный человек. Чувствуете ли себя защищённым сегодня?
М.Б.: Я чувствую себя свободным, чувствую, что у меня есть возможность выбора, и это даёт мне чувство защищённости. Как писал Блок: «Всё, что человек хочет, непременно сбудется. А если не сбудется, то и желания не было. А если сбудется, но не то - разочарование только кажущееся: сбылось именно то». Так что выбор есть у каждого.
С.Г. «АиФ»: И многие выбирают сегодня другую страну. Как раз потому, что не чувствуют себя здесь защищёнными.
М.Б.: Если эти люди полагают, что за бугром будут более защищены, они сильно ошибаются. Если у них что-то здесь не получается, то, может быть, они просто не тем занимаются. Может, таланта и ума не хватает?
С.Г. «АиФ»: Скорее нервов и денег на взятки!
М.Б.: Ну так пусть сами идут брать взятки! Пусть заканчивают экономическую школу, устраиваются на соответствующую работу. Выбор есть! А если человек хочет удачно воровать за рубежом, то какая уж тут свобода!
С.Г. «АиФ»: Почему «воровать за рубежом»?! Люди хотят цивилизованно работать здесь!
М.Б.: Кем?! Что им мешает?!
С.Г. «АиФ»: А вы представляете, что значит открыть свой малый бизнес?
Смотрите также:
- Денис Мацуев, пианист: «Кризис победит доброта, классика, самосовершенствование» →
- Борис Ноткин: Наша журналистика своё слово ещё проквакает →
- Константин Кудряшов: Музей на рубеже →