Николай Патрушев: Потенциал Арктики привлекает внимание многих

А в феврале на заседании коллегии Минобороны президент В. Путин заявил: «Существует опасность милитаризации Арктики… Динамика геополитической обстановки требует от нас выверенных и быстрых действий, откладывать их мы не имеем права». К каким именно дейст­виям призывал президент? От кого нам надо защищать свои ледяные границы? На эти вопросы «АиФ» ответил Николай Патрушев, секретарь Совета безопасно­сти России.    
   

Спешить надо

Н.П.: - Опасность милитаризации Арктики связана с возможно­стью обострения международных отношений вокруг запасов энергоносителей, биоресурсов, пресной воды, а также транспортных судоходных и воздушных путей.

«АиФ»: - Это произойдёт в перспективе или уже сегодня России нужно обратить внимание на конкретные действия наших арктических соседей?

- Вот только факты. Ежегодно в Арктику выполняется 3-4 похода многоцелевых подводных лодок ВМС США и ВМС Великобритании, в том числе 1-2 - в район полюса. Еженедельно совершается не менее 3 вылетов самолётов базовой патрульной авиации. Ежегодно по планам НАТО и по национальным планам проводится около 10 крупных меро­приятий оперативной и боевой подготовки. Наиболее значимые из них - военные учения «Северный край», «Рэд флэг-Аляска», «Айсэкс» (США), «Джоинт винтер», «Нозерн викинг», «Колд респонс», «Колд челендж», «Арктик тайгер», «Арматура бореалис» (Н­АТО).

США создают объединённую базу вооружённых сил на Аляске. Модернизируются авиабазы Элмендорф, Айельсон, аэродромы Барроу и Ном. Разворачиваются система слежения за надводной и подводной обстановкой в Арк­тических морях и новый пункт базирования береговой охраны в п. Барроу. Канада строит порт в Нунисивике, создаёт тренировочную базу вооружённых сил в Резольюте. Дания создала объединённое арктическое командование вооружённых сил.

Как вы понимаете, Россия не может безучастно наблюдать за военными приготовлениями иностранных государств вблизи своих границ. Об этом и говорил президент В. Путин.

«АиФ»: - Чем ответит Россия?

   
   

Н.П.:- Возможности наших Во­оружённых сил по защите национальных интересов в Арктике пока недостаточны. Требуется наращивание возможностей по разведке воздушного пространства на Северном воздушно-космическом направлении, чтобы создать сплошное радио­локационное поле. Необходим достаточный контроль подводной обстановки. Чтобы осущест­вить маневр и рассредоточение авиации Военно-воздушных сил, нужна модернизация гражданских аэродромов. Для обеспечения базирования кораблей и судов Военно-морского флота необходимы реконст­рукция имеющихся морских портов, создание оперативных пунктов базирования флота на трассе Северного морского пути.

Инфографика Яны Лайковой

«АиФ»: - Будет ли в Арктике особая группировка войск? Если да, какая именно, в чём её особенности?

Н.П.: - Для усиления группировки войск предусматривается дополнительное формирование общевойскового соединения Сухопутных войск, способного по своим возможностям выполнять задачи в Арктике и Заполярье. Запланированы также мероприятия по наращиванию потенциала сил Северного и Тихоокеанского флотов, все­стороннему обеспечению их боевой и мобилизационной готовности.

Основная цель проводимых мероприятий - недопущение силового давления и агрессии против России, обеспечение её суверенных прав в Арктике.

Всё это отражено в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу.

По Северному пути - за нефтью

«АиФ»: - Кто ещё претендует на Арк­тику кроме России, США, Канады, Норвегии и Дании? Извест­но, что только Китай провёл серию арктических экспедиций за последние годы…

Н.П.: - Арктический регион, обладающий огромными природными запасами и хорошими транспортными возможностями, привлекает к себе внимание не только «официальных» арктических и приарктических государств, но и стран Евро­союза, Китая, Японии, Южной Кореи, Индии и др. Хотя у них и нет юридических прав на разработку арктического шельфа, поскольку здесь преимущество закреплено за государствами, граничащими с Северным Ледовитым океаном.

К настоящему времени Китай осуществил 5 полярных экс­педиций. В 2004 г. на Шпицбергене была открыта первая китайская научная станция «Хуанхэ». Проявляют активный интерес в Пекине и к сотрудничеству с Россией в научном исследовании Арктики. Обсуждаются возможности создания совместной полярной станции, а также прохода китайских судов по Северному морскому пути.

«АиФ»: - У Японии и Индии тоже к Арктике чисто транспортный интерес или их интересуют энерго­ресурсы?

Н.П.: - После катастрофы на атомной электростанции «Фукусима-1» резко повысился интерес Японии к ресурсам Арктики, поскольку будущее ядерной энергетики, обеспечивавшей до 30% потребностей страны в электроэнергии, оказалось под вопросом. Япония предпочитает делать акцент на научно-исследовательском компоненте арктической стратегии и необходимости международного сотрудничества для решения проблем Арктики.

Геополитические интересы Южной Кореи в Арктике связаны в первую очередь с возможностями Северного морского пути и соответствующими перспективами развития судостроительного комплекса, а также с биологическим потенциалом северных морей. В последние годы серьёзный интерес к Арк­тике стала проявлять Индия. Главный интерес для Дели представляют ресурсы Арктики, прежде всего углеводородные, поскольку Индия входит в число мировых лидеров и по объёмам, и по темпам роста энергопотребления.

Арктическая политика Евро­союза - уменьшение в перспективе энергетической зависимости от внешних поставок, а также средство освоения новых транспортных путей. Имеющие статус наблюдателя в Арктическом совете Великобритания, Франция, Германия, Испания, Польша и Нидерланды стремятся расширить свои права в ущерб «официальным» арктическим державам. В мае 2013 г. на министерской сессии Арктического совета будет рассматриваться вопрос о приёме новых наблюдателей, в том числе Евро­комиссии, Китая, Японии, Республики Корея, Сингапура, Италии. Ожидается появление новых соискателей данного статуса (Турция, Индия, Бразилия, Чили и Аргентина).

Смотрите также: