Вячеслав Костиков: Растерянное поколение

Коллаж Андрея Дорофеева

По мере того как Россия преодолевает последствия распада советской империи, люди всё чаще задумываются о том, что же осталось. В каком государстве мы живём? Куда идём? Появились ли у новой страны новые идеалы?

   
   

Размышления эти неновы. В истории стран, переживших тяжёлые катаклизмы, рано или поздно наступает период, когда после полосы усталости, безразличия, нравственной пустоты начинает пробуждаться общественное сознание. И тогда люди начинают заглядывать за пределы своего маленького мирка, в котором спасались от невзгод.

После окончания Великой Отечественной Россия не знала большой войны. Но в 90-е гг. ХХ в. она пережила такие потрясения, которые по своим последствиям для населения можно сравнить с настоящей войной. Потеряны огромные территории, сократилось население, пришла в упадок промышленность, на долгие годы воцарилась разруха. Неслучайно же В. Путин назвал распад СССР «крупнейшей катастрофой ХХ века».

В какой-то мере Россия сегодня переживает то, что Европа пережила после Первой мировой войны. Именно тогда на свет появилось понятие «потерянное поколение».

Неучтённые жертвы

О «потерянном поколении» советские люди узнали во времена хрущёвской оттепели, когда в СССР хлынул поток западной литературы. Особенно популярен был роман Э. М. Ремарка «Три товарища». В нём, собст­венно, и выведены ставшие классическими типажи «потерянного поколения». Это были люди, познавшие ужасы Первой мировой войны, израненные, исковерканные кошмаром «окопной правды», люди, утратившие иллюзии и веру. Вернувшись домой, они столкнулись с разрухой, нищетой, падением нравов. Да, они выжили в войне. Но была утеряна воля к жизни.

«Потерянное поколение» ушло в быт, личные отношения, чуралось политики… и проглядело, как в жизнь медленно вползал фашизм. Этих людей нередко называли «неучтёнными жерт­вами войны». А есть ли у нас, в нынешней России, «потерянное поколение», «неучтённые жертвы» геополитической катастрофы, о которой упоминал В. Путин?

Разумеется, есть. И их очень много. Миллионы россиян в течение почти двух десятилетий были фактически выброшены на обочину жизни. Молодые выживали, старики доживали. Все мысли были о том, как прокормить семью, как одеть детей и снарядить их в школу, как удержать отчаявшихся мужчин от пьянства, а женщин от «улицы». Для многих эти тревоги не изжиты и сегодня. Бедность остаётся тяжёлым крестом для миллионов семей. И хотя доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 90- х гг. более чем в два раза, она всё ещё составляет более 10%. Это миллионы людей. Эксперты из правительственных сфер недавно написали доклад с оптимистическим названием «Прощай, нищета». Пожили бы эти эксперты на 2-3 доллара в день. В уютных московских кафе, куда они ходят поделиться друг с другом своими оптимистическими сведениями, на эти 2 доллара не съешь и простенького салата.

   
   

Пробуждение

И всё-таки худшие годы для большинства россиян позади. Да, бедности ещё много. Но это уже не та бедность, которая убивала волю к жизни и культуре. Можно по-разному относиться к волне протестных митингов и шествий, которые прокатились по ряду российских городов, но нельзя не заметить характерной особенности: протестующие требовали не хлеба, а честных выборов, справедливости, уважения своих прав и свобод.

Это хорошие требования. Хорошие - поскольку свидетельствуют о том, что в стране пробуждается национальный разум. Пока это только первые шаги в сторону коллективной ответственности за страну. Социологические исследования показывают, что в головах и душах россиян всё ещё царят разруха и смятение. Велика разобщённость, вызванная резким имущественным расслоением. Одни верят в демократию, права человека и тянутся к Европе. Другие продолжают молиться на портреты Ленинаи Сталина и ждут железной руки и железного порядка. Третьи верят только в деньги и продолжают бессовестно и жадно воровать.

«Монолитного единст­ва» народа, о котором так любила писать газета «Правда», нет и в помине. Есть многочисленные и глубокие трещины: имущест­венные, социальные, идеологические, образовательные, культурные. Власть пытается слепить расползающееся единст­во. Но пока у неё мало что получается. По данным ВЦИОМ, сегодня лишь 23% россиян считают себя единой нацией. О Дне народного единства, придуманном Кремлём, позитивно отзываются лишь 5% опрошенных.

                                                              Причина неудач в том, что власть и сама не знает, на каком фундаменте строить будущее. На демократии, на законе, на правах человека? Это тревожно: народ и в самом деле может поверить в закон и потребовать его соблюдения. С кого же брать пример? С Европы, с Византии, с Китая? Похоже, что власть склоняется к мнению, что «мы сами с усами». В поисках идей для строительст­ва России со славянскими усами придумывают новые праздники, хватаются то за патриотизм, за «веру, царя и отечество», вспоминают о забытой при коммунистах «великой истории», то достают с полок стихи славянофилов («умом Россию не понять, аршином общим не измерить…»), снаряжают ряженых казаков, выводят на улицы хоругвеносцев, изобретают надувные храмы.

Результаты идеологического самогоноварения не впечатляют. Последние исследования «Левада-центра» ставят власти плохие оценки. Да, россияне гордятся своей историей (80%). А вот уровнем социальной справедливости и равноправия большинст­во недовольно. Что же касается оценки «общего состояния дел» в России, то каждый второй «испытывает стыд».

Новые поколения россиян плохо поддаются идеологическому воспитанию. Слишком много на идеологических фронтах было (и есть) вранья, ложных целей, фальшивых кумиров. Мобилизационный ресурс празднословия исчерпал себя. Россияне ждут не слов, а дела. Способна ли власть предложить реальные дела? Или от бессилия снова займётся поисками врагов?

 

 
Вячеслав Костиков

директор аналитического центра

 

Смотрите также: