Президент Путин ждал гостя для неформальной встречи в своей резиденции в Ново-Огарёво. В отличие от предыдущего лидера Франции – обходительного и галантного Жака Ширака - Николя Саркози, в чьих жилах, кроме французской, течёт ещё и австро-венгерская кровь, неуловимо, но навязчиво похож на барона Мюнгхаузена. Не исключено, что это из-за его легкой непринужденности и манеры моментально загораться ослепительной улыбкой, которая нагляднейшим образом демонстрирует: у этого человека нет и не может быть неразрешимых проблем. А впереди только «сотни приключений и тысячи побед». Звучал гость с восхищенной напористостью:
- Господин Президент! Я хочу Вас поблагодарить. Для меня большая честь быть принятым здесь, на Вашей даче, и я рад тому, что у нас скоро состоится ужин с глазу на глаз. Я был очень счастлив нашей встрече в Хайлигендамме.
Именно там, на встрече «Большой восьмёрки» в немецком Хайлигендамме президенты договорились, что Николя Саркози приедет в Россию. Речь, впрочем, шла сначала о сентябре.
- Я вижу ваш напряжённый график, - поприветствовал гостя Владимир Путин – Тем более мне приятно, что вы сочли возможным принять моё приглашение. Франция была, есть и, надеюсь, - на всякий случай оговорился президент Путин, - будет одним из наших приоритетных партнеров в Европе и мире. Тем временем, причины для сомнений в этом были. Ставший весной этого года президентом Франции г-н Саркози и до, и после выборов не только декларировал желание повернуть Францию лицом к США, но и кое-что для этого делал. Во Франции стал даже слышен ропот, что Николя Саркози отказывается от независимой позиции, которую отстоял для Франции Жак Ширак. При этом, в отличие от того же Ширака, слово «Россия» стало срываться с уст г-на Саркози с менторской лёгкостью. А менторский тон в Кремле очень не любят. То есть, за атмосферой протокольного дружелюбия можно было ожидать не только тонких намёков, но и недвусмысленных жестов. Однако, первым делом, лидеры перешли на «ты».
Отужинав с Владимиром Путиным, Николя Саркози удалился в гостиницу «Националь», а утром в Кремле интриговал впечатлениями: проснувшись, он выглянул в окно, его взгляд ласкал вид на Кремль, его сердце переполнилось ликованием…
Было очевидно, что доброе расположение духа президенту Франции удалось пронести и через утреннюю встречу со студентами МГТУ им. Баумана. На ней Николя Саркози кстати, заявил, что восхищается Россией и надеется, что «мы не будем больше конкурентами, а будем партнерами» в энергетике и авиастроении.
- Почему бы нам не быть партнерами в сфере ядерной энергии? – рассуждал Николя Саркози об отрасли, в которой Россия и Франция пока считаются прямыми конкурентами. - Я думаю, мы должны вместе работать и развивать новые поколения ядерных станций.
О том, донёс ли г-н Саркози этим утром своё доброе расположение духа до комнаты официальных переговоров и, самое главное, до Владимира Путина, предстояло узнать на пресс-конференции, которая состоялась в среду, во втором часу дня в Екатерининском зале Кремля. По сведениям «АиФ», самой увлекательной (то есть способной далеко завести президентов) могла стать тема развития демократии в СНГ. Николя Саркози, чтобы не отстать от некоторых коллег, уже доказал, что не откажется от высокой миссии вставить свои «пять копеек» на этот счёт. А Владимиру Путину, что называется, только дай повод для обстоятельного объяснения, насколько эти коллеги неправы. Но, судя по времени, которое ушло на переговоры, повода гость решил всё же не давать. Через полтора часа президенты вышли к прессе.
Владимир Путин жестом пригласил Николя Саркози встать за белый пюпитр перед рядом российских и французских флагов, а сам встал за соседний. Но через секунду, видимо, по улыбкам фотокорреспондентов, понял, что поставил гостя за пюпитр с российским гербом и предложил поменяться. Николя Саркози, меняясь местами, потрепал президента Россию по плечу.
Владимир Путин рассказал, что высоко оценивает итоги «досконального, детального, углублённого обмена мнениями» по текущим вопросам и перспективам сотрудничества.
Якобы, этот обмен мнениями был настолько детальным, что президент Путин ещё накануне за ужином ответил Николя Саркози, что уже определился с кандидатом – с тем, которого поддержит на грядущих президентских выборах. Впрочем, само имя, похоже, так и не прозвучало. Поэтому проверить, так ли это на самом деле по-прежнему нет никакой возможности.
Зато, г-н Саркози на пресс-конференции сообщил, что уже сейчас приглашает следующего президента России на первый запуск российского «Союза» с французского космодрома Куру – он намечен на следующий год. А самого Владимира Путина, когда тот сложит полномочия, пригласил первым же делом по-дружески приехать во Францию: «И кажется, он согласился…»
Впрочем, сначала президент Саркози тоже высказался насчёт прошедшей встречи:
- Спасибо, г-н президент, дорогой Владимир, мы с тобой провели углубленные переговоры.
Как сообщили лидеры, на встрече обсуждались наиболее значимые международные темы – ядерная программа Ирана, ситуация на Ближнем Востоке и в Косово.
- У нас нет данных, что Иран стремиться к обладанию ядерным оружием, объективных данных, - ответил Владимир Путин на вопрос о разнице взглядов Москвы и Парижа на эту проблему. – Но мы разделяем озабоченности наших партнёров…
Путин пояснил, что приветствует шаги Ирана на пути к открытости своих ядерных программ. Саркози в свою очередь заявил, что на основе своего анализа во Франции делают насчёт Ирана другие выводы.
Во всём остальном, о чём лидеров спрашивали журналисты, согласие вроде бы есть: развивается сотрудничество в авиа- и автомобилестроении, в космических программах и, действительно, даже в энергетике.
- Мы говорили о том, чтобы кооперация крупных компаний продолжалась, - заявил Владимир Путин. По его мнению, нет препятствий для того, чтобы российские и французские компании обменивались активами и выходили на рынки обеих стран.
- Французские инвесторы готовы войти в капитал «Газпрома», - добавил Николя Саркози. – Никаких протекционистских мер – только взаимовыгодное и открытое сотрудничество.
Неожиданно, открытыми и даже взаимовыгодными для обсуждения оказались вдруг планы г-на Саркози навестить сегодняшним вечером активистов российской правозащитной организации «Мемориал». Эта организация занимает жесткую позицию насчёт соблюдения российскими властями прав человека на Северном Кавказе. О грядущей встрече с правозащитниками президента Саркози спросил один из французских журналистов. Николя Саркози сказал, что он спокойно может ответить на этот вопрос:
- Мы информировали г-на Путина… А он сказал, что не диктует нам планы встреч.
Однако по «г-ну Путину» вместо «дорогого Владимира» было видно, что разговор на эту тему был всё же натянутым.
- Хочу уточнить, - продолжил Николя Саркози, перестав улыбаться, - что Франция не собирается давать уроков… Но дружба даёт возможность говорить всё, что думаешь и находить решения. В политических вопросах тоже нужна транспарентность…
Таким образом, Николя Саркози не обошёл стороной тему демократии и соблюдения прав человека в России. Но Владимир Путин, в очередной раз отвечая на подобный вопрос, был даже увереннее в себе и так ещё, кажется, не говорил:
- Слава Богу, в мире существуют организации такого рода, которые указывают власть предержащим на их ошибки.
Однако, по словам президента, плохо, когда такие организации используются другими странами в своих корыстных целях. Но тогда эти организации сами себя компрометируют. В России же создан совет при президенте, куда, кстати, входит и «Мемориал», а сам президент, «к сожалению, не так часто, как хотелось бы» тоже выслушивает претензии правозащитников.
- Не вижу ничего такого, если г-н Саркози встретится с этой или любой другой организацией, с которой захочет, - закончил Владимир Путин разговор на эту тему. Зато обратил внимание на ещё одну:
- Надеемся, Франция сыграет свою роль, - расставил президент Путин акценты, оценивая переговоры России с Евросоюзом.
То есть, можно предположить, что до председательства Франции в Евросоюзе во второй половине 2008-го года надежды на окончание переговоров России с ЕС по новому договору о партнёрстве и сотрудничестве нет. Да и французское председательство, положа руку на сердце, оптимизма не добавляет: уж слишком много противоречий с ЕС вообще и некоторыми его отдельными странами в частности.
Дождавшись, пока президент Саркози под яркие вспышки заглянет в объективы всех разбросанных по Екатеринискому залу фотообъективов, Владимир Путин предложил гостю проследовать на выход. В программе лидеров значился ещё символичный для двух стран жест – открытие в московском районе Лефортово памятника российско-французской эскадрилье «Нормандия Неман». Один такой памятник Владимир Путин уже открывал год назад – в Ле Бурже вместе с Жаком Шираком.
Но, право, не Наполеону же ставить памятник в Лефортово…
Смотрите также:
- Путин в новогоднем поздравлении россиянам рассказал, как стать волшебником →
- Медведев: «Я президент, а он премьер-министр. Этим все сказано» →
- Юбилей на марше: Владимиру Путину - 55! →