Россия – страна традиционных ценностей. Мы свято храним обычаи предков и не меняем свои привычки столетиями.
Если бы Гоголь и Салтыков-Щедрин перенеслись в Россию начала XXI века, они бы легко узнали в наших современниках и своих героев, и описанные ранее сюжеты. Только вот не знаю, расстроило бы это классиков или обрадовало.
Радостное открытие
В Кировской области расположен город Кирово-Чепецк. Стоит этот город на речке Чепце, которая разделяет собственно Кирово-Чепецк и микрорайон Каринторф. Разумеется, для нормального сообщения между двумя берегами нужен мост. И весной 2012 года долгожданное строительство, наконец, началось.
К осени понтонный мост, на строительство которого из бюджета выделили 28,2 миллиона рублей, был готов. 11 октября состоялось торжественное открытие моста, на которое приехал лично губернатор Кировской области Никита Белых. Как положено, на открытии выступили местные жители, тепло поблагодарившие за открытие важнейшего объекта.
После этого мост освятили, губернатор перерезал красную ленточку, и первая колонна машин прошла на другой берег.
Сразу выяснилось, что есть у нового моста некоторые особенности. Например, движение по нему одностороннее. То есть два встречных потока не разъедутся. Кроме того, мост не рассчитан на половодье, и в период разлива реки его необходимо разбирать.
Ну, да всё это мелочи. Местные жители были рады самому факту появления моста.
Правда, недоброжелатели сразу стали говорить нехорошие вещи. Например, что река Чепца – судоходная, а данный мост перекрывает по ней движение, ибо чрезвычайно низко построен. Однако согласовывать проект с госинспекцией отчего-то не стали.
Затопление в норме
Не прошло и месяца, как с подъёмом уровня воды мост начал подтапливаться. Часть пути по нему машины стали преодолевать вплавь.
Вообще говоря, в этой ситуации мост необходимо было немедленно закрывать. Мало того, его нужно было срочно разбирать, ибо стоит ударить морозам, что в данной местности в ноябре – обычное дело, и вся конструкция останется подо льдом. А ледяной панцирь способен так деформировать и понтоны, и конструкцию, что весной мост можно будет отправлять на свалку.
Но власти-то громогласно объявляли, что мост будет действовать 10 месяцев в году и разбираться только в весеннее половодье, а тут такой конфуз.
В результате ещё двое суток водители катались по воде, аки посуху, пока в администрации шло совещание, что делать с мостом. Затем целая делегация официальных лиц прибыла к реке, дабы посмотреть – а сильно ли мост ушёл под воду. Убедились – сильно. В итоге с 0 часов 7 ноября движение по мосту прекратили.
Решение абсолютно правильное, но возник другой вопрос – а как теперь попасть на другой берег? Есть ещё паромная переправа, раньше работавшая до конца ноября, но в этом году её уже законсервировали на зиму, понадеявшись на мост.
Подлил масла в огонь первый заместитель главы администрации Кирово-Чепецка Михаил Шинкарёв, заявивший СМИ: всё нормально, мост и должен уходить под лёд, всё по проекту. Однако местные журналисты добрались до проекта, где ничего про такое «ноу-хау», как подлёдный мост, не говорилось.
У губернатора Белых прошло совещание, на котором директор КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» товарищ Букланов объяснял, что залив моста водой – это явление нормальное, и вообще, наплавной мост – это в любом случае «времянка». Просто капитальный мост, по мнению чиновника, будет стоить 400 миллионов, и таких денег в бюджете просто нет.
Во всём виноваты журналисты
Дальше события начали принимать совершенно фантасмагорический характер. Несмотря на то, что движение по мосту закрыли, бетонных блоков устанавливать не стали, ограничившись лишь знаками. Сотрудники ГИБДД наблюдали за обстановкой, штрафовали некоторых нарушающих, но принимать другие меры к перекрытию моста не пытались.
Почему? Да потому что тогда бы встал вопрос: а как людям перемещаться с берега на берег? А так получается, что смельчаки, переплывающие реку в авто, делают это на свой страх и риск, в нарушение закона. Хотя ничего иного людям просто не остаётся.
А секретарь Общественной палаты Кировской области Тахир Мамедов в своём Твиттере преложил извиниться… журналистам: «Уважаемые журналисты, ведь затопление наплавного моста через реку Чепца – штатная ситуация. Что скажете? Сделаем запрос, попросим ответить, что проектировалось, что получили. Если есть виновные, пусть накажут. Если нет – пусть СМИ извинятся».
Пока власти уверяли, что затопленный мост – это нормально, строители и проектировщики переругивались друг с другом, пытаясь разобраться в том, кто же всё-таки виноват в ситуации. Попытались всё списать на рекордное осеннее половодье, однако жители города заявили: точно такой же уровень воды был и год назад.
Шли дни, власти строчили пресс-релизы, а мост медленно, но верно, продолжал погружаться. Однако 12 ноября таить шило в мешке стало невозможно, и представители местного Следственного Комитета начали доследственную проверку по признакам преступления, предусмотренного статьей 293 УК РФ «Халатность». Следователь Алексей Зыков сообщил, что документы по мосту они получили, но сам мост осмотреть пока нельзя, ибо он скрыт под водой.
Жалостливая река
Но 15 ноября, наконец, случился положительный поворот в этой истории. Река, видимо, решила сжалиться над несчастными жителями, и уровень воды начал снижаться. Мост постепенно выплывает из-под воды.
Насколько он пострадал от подтопления, пока неясно. Ясно одно – все эти дни, а ситуация развивалась больше недели, местные жители ездили из Кирово-Чепецка в Каринторф по узкоколейной железной дороге, предназначенной только для пассажиров. О завозе в Каринторф необходимых для нормального жизнеобеспечения грузов речи не шло. Завезли только то, что смогли доставить отчаянные водители, плывшие на автомобилях по мосту с риском для жизни.
Справедливости ради надо сказать, что жители Каринторфа бунта не устроили, обмениваясь лишь нелицеприятными комментариями в адрес властей в Интернете. У них была другая забота: как выйти из ситуации с наименьшими потерями. А в остальном… Обо всём этом россияне уже читали у Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Традиции – великая вещь.
Смотрите также:
- Эксперт: Если бы не Новосибирская ГЭС, затоплений было бы больше →
- «Антисоветская» истерика плюс Анатолий Чубайс →
- Ирэн Булатова: Кавказский конец света →