Вот на днях после игры с «Локомотивом» болельщики «Анжи» затеяли потасовку около станции метро «Черкизовская». Фаны «Спартака» из Нальчика дрались чуть ли не после каждой игры со всеми, кто к ним приезжал. Про «Аланию», которая на вершине отечественного футбола, пожалуй, дольше всех, рассказов про грубые нападения меньше, но претензий к владикавказской команде – длиннющий список. Причины драк, нападений, хулиганских выходок разные – то оппоненты оскорбляют друг друга, то правоохранители провоцируют, то футболист с поля что-то не то сказал, то, наоборот, фанат не то показал…
В общем, лучше бы футбола там вообще не стало, спокойнее бы жили, думают иные болельщики столичных клубов.
Но послушайте! Кавказ – это как Латинская Америка, где в футбол начинают играть ещё с соской в зубах. Там каждый – знаток, и каждый – несостоявшийся Пеле. Там спорт, в частности футбол – социальный лифт, возможно, единственный, возносящий игрока и всю его родню – нет, не к славе, просто к сносному существованию.
Вы забыли, что Кавказ уже лет 25 раздираем различными конфликтами? Что там нет ни одной семьи, которая бы за эти годы не потеряла хотя бы одного человека в страшных терактах, нападениях, опустошающих войнах? Так вот, футбол для них – форма нормальной жизни. Стадион – место, где не воюют, не стреляют, а получают удовольствие.
Я была однажды на игре «Анжи». Это был выставочный матч, на который свезли много журналистов со всего мира. Мы ехали на клубном автобусе с затемнёнными окнами. И все машины на узких улицах Махачкалы остановились, чтобы автобус этот пропустить. Все прохожие, включая маленьких детей и женщин, приветственно махали нам руками, улыбались, что-то кричали. Они были уверены – едут футболисты. А уж сам матч – абсолютный праздник для местной публики.
Слава Богу, болельщики не видят, что на самом деле представляют собой именитые игроки и тренеры кавказских клубов. На моих глазах футболист сборной России на вопрос, когда же он перевезёт на Кавказ семью, вместо ответа бросил в лицо журналиста футболку и удалился, другая «звезда» попросила отделить его от людей на 4–5 метров, чтобы, не дай Бог, не зацепить какую-нибудь заразу в этом городе… Рассказывают, что некий иностранец в стане грозненского «Терека» постоянно искал «готовых на всё девушек» и немного «счастливого порошка» в столице Чечни. И не находя, сильно ругался и вскоре покинул гостеприимную республику.
То есть необычайно большие барыши хочет каждый, а на изменение образа жизни не готов… Что-то фальшивое сквозит в таком футболе за деньги, но без души и сердца. Не от этого ли сжимают кулаки фанаты? (Замечу в скобках, не от этого ли злилась вся страна после нынешнего чемпионата Европы?)
…Это москвичи, самарцы и прочие нижегородцы могут с лёгкостью переключить своё внимание с проигрыша любимой команды на что-то другое. Ну, хоть на парки с аттракционами в родных городах. А нам, кавказцам, на что? На сообщения о взрывах, убийствах и безнаказанном казнокрадстве?
Ирэн Булатова Журналист |
Смотрите также:
- Виктор Коклюшкин. Живы будем — не помрём! →
- Ирэн Булатова: Кавказ питерского разлива →
- Идите вы!.. →