В своём первом выступлении новый президент дал понять, какими он видит эти благие дела. После этапа путинской стабилизации их стержнем должны стать строительство правового общества и улучшение качества жизни россиян. Но смогут ли осуществиться эти благие дела и намерения, если россиянам по-прежнему будут отказывать в правде?
Для России с её вековыми традициями холуйства и чиновничьей лжи говорение правды остаётся серьёзной проблемой. Профессия «лакировщика» у нас по-прежнему одна из самых востребованных. Неудивительно, что о реальном положении дел в стране мы, как правило, узнаём только после смены высшего руководства. О «культе личности» и страшных жертвах сталинизма мы узнали лишь после смерти «великого кормчего». О перегибах Хрущёва нам сообщили после того, как его скинули с должности Первого секретаря ЦК КПСС. И позднее об истинном положении дел в стране мы узнавали уже после ухода из Кремля Горбачёва, а потом Ельцина.
Страх правды
Больше всего поражает то, что власть врёт или говорит полуправду даже тогда, когда в этом нет никакой необходимости. Страна на подъёме, темпы развития одни из самых высоких в мире. Казалось бы, самое время прекратить развешивать на народные уши лапшу, вскрыть те барьеры, которые мешают идти вперёд. Нет, власть продолжает упорно замалчивать любой негативный факт. Начавшиеся было громкие дела «Трёх китов», «Арбат Престижа» тихо уходят в песок. Население так и не поняло, что стояло за недавним конфликтом спецслужб.
Даже спустя пять лет мы не знаем реальных обстоятельств смерти одного из самых смелых защитников правды - Юрия Щекочихина. Смерть или коварное убийство? Только недавно в результате настойчивых требований общественности прокуратура вернула дело на доследование. Как и во времена брежневского застоя, о громких делах мы всё чаще узнаём из зарубежных источников. Неудивительно, что слушатели снова потянулись ухом к «вражьим голосам». О деле Адамова прослышали, лишь когда им заинтересовалось американское правосудие. Сейчас история повторяется в связи с арестом в Таиланде Виктора Бута, обвиняемого американцами в недозволенной торговле оружием. Так это или не так, нам не рассказывают.
Народ-смутьян
Недавно бастовали горняки шахты «Красная шапочка». Шахтёры требовали повышения зарплаты и прекращения гонений на местный профсоюз. Об этом скороговоркой сообщили информационные агентства. Телевидение изображало «тишизм». А ведь в условиях социального мира было бы полезно гласно разобраться в истоках конфликта.
Хорошей отдушиной всё ещё является Интернет. Но и на него стремятся накинуть намордник. Недавно на сайте «Омский форум» появились материалы с критикой региональных властей. И тотчас же на него натравили местных силовиков. То есть чиновники озабочены не устранением недостатков в работе с населением, а поиском тех, кто осмелился «гавкать» против начальства.
Недавно пенсионеры Челябинской области, протестуя против принятия областного закона, ущемляющего их права, устроили в центре города митинг. Но, несмотря на то что акцию поддержало местное отделение «Справедливой России», результат оказался тем же: местное начальство поспешило объявить о том, что акцию устроили провокаторы. Начался поиск «смутьянов». В смутьянах у нас, как правило, оказывается народ.
«Минутки счастья»
Власть яростно сопротивляется попыткам общественности научить чиновников говорить правду. Буквально за несколько дней до перехода В. Путина в Белый дом чиновники ужесточили порядок работы журналистов с правительством. Теперь журналистов будут допускать в Белый дом лишь на «минутки счастья», когда министры, красуясь перед камерами, будут доносить до населения «благую весть». А другие вести будут по каплям фильтровать через электронную почту.
Поучаствовать в наступлении на свободу информации торопится и Госдума. Депутаты уже одобрили в первом чтении законопроект, позволяющий закрывать средства массовой информации «за клевету». Но мы-то знаем, что для чиновника любое слово правды - это уже «злостная клевета и подрыв устоев». И если раньше факт «клеветы» нужно было доказывать в суде, то теперь (если закон будет принят) ярлык клеветника будут рисовать сами чиновники. Поди после этого обвини их в коррупции. Мигом заткнут рот и затащат в кутузку.
В результате наступления на гласность россиянам всё труднее понять, что происходит в стране. Где мы? Уже в эпохе благоденствия? Или (как шутили при Брежневе) «кое-где, кое-когда ещё наблюдаются отдельные недостатки»? Можем ли мы верить, например, только что представленной генералами «Стратегии социального развития Во-оружённых сил до 2020 г.»? Внешне выглядит как настоящий рог изобилия. Военная пенсия составит 80% денежного довольствия, степень удовлетворения военнослужащих достигнет 90%, а нуждающихся в жилье останется всего 5%. Что это? Стремление сделать красиво новому Верховному главнокомандующему? Или нам снова «забивают баки»? А городская молодёжь, не знакомая с этим генеральским творчеством, по-прежнему как от чумы шарахается от призыва.
Во Втором послании к Тимофею апостола Павла из Нового Завета упоминается о «венце правды»: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия». В библейской трактовке «венец правды» - это высшая награда, которая даётся человеку за праведную жизнь. В условиях России это, может быть, самый трудный венец. Давайте же все вместе учиться нести этот венец - учиться говорить правду.
Смотрите также:
- Кого раздует от нашей капусты. Можно ли отремонтировать русскую демократию? →
- Как обустроить народ. Почему любить Родину можно, а критиковать её нельзя? →
- Вячеслав Костиков: Падает престиж российской элиты →