На встрече с представителями российских региональных СМИ в Минске он рассказал о том, что некие российские олигархи предлагали ему взятку в 5 млрд долларов. Пытались подкупить ради того, чтобы он продал предприятие «Беларуськалий» с большим дисконтом – за 15 млрд долларов вместо 30–32 млрд, как ему хотелось.
«Некоторые одурели и посоветовали вхожему ко мне богатому российскому человеку: „Вы к нему (Лукашенко) пойдите и скажите: 10 млрд платим, 5 млрд – переведём ему, куда скажет“, – возмущённо поведал белорусский президент. – Я ему: „Миша, ну я тебе не буду надевать наручники, но ты больше ко мне с такими идеями не приходи“», – как на духу рассказал батька о своём разговоре с представителем российского бизнеса.
Разумеется, Лукашенко поведал эту историю не для того, чтоб удивить кого-то нравами наших господ-взяткодателей. После знаменитой судебной тяжбы Березовского с Абрамовичем в Лондоне это вряд ли возможно.
Александр Григорьевич, конечно, хотел подчеркнуть свою принципиальность, неподкупность и сделал это мастерски. Одно его обращение «Миша» о многом говорит. Мол, дружба дружбой, а интересы вверенного народом государства – превыше всего.
Озвучив историю с попыткой подкупа главы государства, батька вышел за общепринятые рамки. Можно не сомневаться, его президентский кабинет не первый, в который наши лоббисты заходят с целью «умаслить» и «порешать», особенно на территории СНГ.
С беспредельных 90-х много воды утекло, но и сегодня без высокой «крыши» серьёзные дела не делаются. Это очевидно.
Но батька стал первым, кто на простом и понятном народу языке объяснил, как это всё происходит. А быть первым в политике всегда важно.
Лично мне в этой связи вспомнилась знаменитая мюнхенская речь Владимира Путина. Тогда на конференции по вопросам политики безопасности российский лидер первым сказал о том, что сегодня в мире есть «один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения». И все сразу поняли, что именно имеется в виду, потому что и сами об этом знали, но деликатно помалкивали.
Политика и бизнес – те сферы, где полно всякой мути, о которой многие как минимум догадываются, но говорить вслух об этом не принято.
И если вдруг что-то выносится на поверхность, можно не сомневаться, это не случайно и с большим прицелом.
Вот, скажем, решили бы наши заинтересованные лица приобрести «Беларуськалий» по цене близкой к той, которую считает справедливой батька. (Многие эксперты полагают её абсолютно необоснованной.) Встреча с «Мишей» прошла бы по-другому, непубличному сценарию?
В одном Лукашенко не откажешь – он не просто мастерски интригует потенциальных покупателей (интерес к белорусской компании проявляют не только Россия, но и Китай, Индия, Катар), но ещё и политические очки по ходу себе зарабатывает. Неслучайно большинство самых громких заявлений он делает на традиционных встречах с региональными журналистами. В отличие от столичных коллег, общением с политиками высокого ранга они не избалованы, к сенсациям из больших политических сфер более восприимчивы. И принимают их в Минске душевно – питание, экскурсии…
Лукашенко, конечно, в адрес наших олигархов пошумел! Но все знают, батька, он такой – то ругается, то снова дружит неистово. И таинственный «Миша» про это знает тоже.
Татьяна Нетреба Журналист еженедельника |