Pussy Riot вынесен приговор. Расколет ли это православных?

 Итог - два года в колонии общего режима. Финита ля комедия. То о чем с марта месяца в православной среде ходили слухи, сбылось в точности. Страшно.

   
   

Важную роль во всей истории играли православные. Собственно вокруг Церкви все и строилось, даже в обвинительном приговоре. Наконец-то россияне увидели церковных людей, что называется «в деле», осознали, что они не однородны, что верующие способны быть не только милосердны, но и жестоки. Но вот, что интересует многих и до приговора оставалось без ответа, так это вопрос: изменится ли что-то в жизни православных теперь? Способно ли тюремное заключение активисток группы Pussy Riot расколоть Церковь?

Что значит быть христианином?

В обществе, да и у многих православных, сложилось впечатление, что принадлежность к Церкви может зависеть от отношения к процессу над Pussy Riot. Распространено мнение, что согласие или несогласие с приговором, с позицией церковных спикеров, священников, разного рода православных активистов и тем более с мнением Патриарха является своего рода условием принадлежности к Русской Православной Церкви. На самом деле это не так.

Что значит перестать быть христианином? Это значит перестать быть учеником Господа Иисуса, то есть признаться, что больше не веришь во Христа, что Он для тебя не Истинный Бог, не Учитель, не Господин. Так же – это признать, что заповеди Христа к тебе не имеют никакого отношения, что христиане - более не братья и не сестры, а чужие. Иными словами, нехристианин – это тот, для кого Евангелие ничего не значит. Нехристианин – автоматически и не член Православной Церкви.

А что значит перестать быть членом православной Церкви? Я как-то писал, что Церковь - это собрание христиан вместе со своим Учителем – Господом Иисусом Христом во главе. Безусловно, собрание это иерархическое, имеющее границы и определения своей веры, имеющее свои дисциплинарные нормы. Но, все же, это именно собрание учеников, которые в конечном итоге все равны перед Учителем. Нецерковный – это тот, кто, во-первых, отвергает известные и вполне немногочисленные основы православного вероучения. Во-вторых, оправдывает, одобряет, поощряет зло, безнравственность. Критерием для различения добра и зла являются заповеди Христовы. И, наконец, отвергает Церковь, как институт и отвергает церковную иерархию. На самом деле все эти критерии в известной мере размыты, поэтому скажу более конкретно. Если человек верит во Христа Сына Божьего, если он крещен в Православной Церкви и сам себя признает членом Церкви, если старается соблюдать заповеди Божьи и жить нравственно, если так или иначе участвует в церковных молитвенных собраниях и Причащается, если признает церковную иерархию, то он без сомнения православный христианин.

Для иллюстрации приведу два факта. Сегодня уровень христианского образования крайне низок у очень многих православных христиан, но при этом, совершенно справедливо, это ни на что не влияет. До сих пор в крупных городах ходит очень правдивый анекдот про деревенскую веру старушек, для которых Троица – это Иисус Христос, Святой Николай и Богоматерь. Я много раз убеждался в беседах с пожилыми священниками, хорошо знающими людей, что даже такое чудовищное с формальной точки зрения искажение веры никак не влияет на принадлежность к Церкви «простаков», которые без сомнения - православные христиане. Кстати, если доверять опубликованным в СМИ репликам православных «потерпевших» во время суда над девицами из Pussy Riot, то неизбежно понимаешь, что они не далеко ушли от упомянутых старушек.

И второе. Многие знают о деятельном участии Русской Церкви в жизни Советского государства в годы Великой отечественной войны. Церковь участвовала не только словами и молитвами, но прославлением советских властей и сбором средств для советской армии, что беспрецедентно для церковной истории. Однако мало кто знает, что и по другую сторону линии фронта – на оккупированных территориях и в Европе была Православная Церковь, благословлявшая германские войска и проклинающая большевиков. На стороне немцев воевали в том числе и православные.

   
   

Очень важно понимать, что в самом конечном итоге принадлежность к Церкви определяется личными отношениями человека и Бога и тут уж ничего не поделаешь.

Будет ли раскол?

Начну с утверждения, что ни выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, ни полугодовые жесткие дискуссии о судьбе арестованных девушек, ни кажущиеся абсурдными следствие и судебный процесс, ни совершенно не поддающийся здравому смыслу приговор не в состоянии сколь-нибудь нарушить целостность и единство Русской Православной Церкви. Равно невозможно представить ситуацию, чтобы кого-то выгнали из Церкви из-за Pussy Riot или чтобы кто-то «хлопнул дверью».

Напомню, что Церковь - это собрание и оно существует ради Христа и жизни с Ним, а не ради навязывания своей позиции по Pussy Riot. Как бы люди не спорили, как бы не были различны их оценки, придя в храм к Причастию, если они настоящие христиане, они вместе подойдут к Чаше и причастятся из рук священника, мнение которого может быть совершенно отличным от их. Из опыта своей церковной работы я знаю, что подавляющее большинство православных христиан внутренне понимают и переживают церковность не как принадлежность к некоей «административной структуре», а как живую причастность сообществу братьев и сестер, объединенных верой и общением с Живым Богом. И это очень традиционно для Православия.

Напомню, так же, что свобода Церкви и ее целостность были «куплены» в безбожные советские годы очень дорогой ценой. Для слишком многих людей, вернее для слишком многих истинных христиан и учеников Христовых Церковь – не просто золоченый храм с батюшкой, априори говорящим «истину в последней инстанции». Церковь – это то, ради чего они жили и живут, то, что они лично созидали и созидают своими руками, своими умениями, своими талантами, своим временем. Церковь – это их дом, их семья, их жизнь. Да в этом доме сейчас разногласия, а где-то и вражда. Слишком многим, в том числе и мне процесс над Pussy Riot кажется жестоким и бессмысленным. Но уйти из дома, бросить родных и близких, отречься от самого дорого, что у тебя есть – это невозможно. Церковь для христиан не может перестать быть Церковью.

Будут ли последствия для церковной жизни? В краткосрочной перспективе, думаю, нет. К сказанному выше по сути, добавлю одно замечание. Когда-то давно мне понравилась фраза Честертона в его книге «Вечный Человек»: «Татары захватили Китай, а китайцы, по всей видимости, почти не обратили на это внимания». Подавляющее большинство нынешних россиян, в том числе и церковные люди, вышли из СССР. Это определяет сегодня слишком многое. Частью менталитета народных масс стала атрофия воли к добру и правде, даже при ясности ума и нравственного чувства. Поэтому, хоть Pussy Riot и захватили информационное пространство, в том числе и церковное, верующие большей частью, по всей видимости, почти не обратили и не обратят на это внимания.

Что же касается долгосрочной перспективы, то... семя брошено в землю и обильно полито. Как бы ему не оказаться зубом дракона... 

 
Юрий Белановский, Руководитель

добровольческого движения «Даниловцы»

 

 

Читайте также:

 Заявление РПЦ по делу Pussy Riot

Дебаты о Pussy Riot: внутри и вне церкви

Пять скандальных акций в поддержку Pussy Riot

Творческая элита не видит преступления в действиях Pussy Riot