Как расширение дорог скажется на горожанах и экологии?

Реконструкция Большой Академической улицы в самом разгаре. Фото Эдуарда Кудрявицкого Фото: АИФ

Одни чрезвычайно рады, что наконец-то будут сделаны удобные развязки и обустроены трассы-дублёры, другие негодуют из-за того, что транспортный поток окажется под самыми окнами их домов.

   
   

Как совместить интересы всех москвичей и транспортные нужды города?

Сразу несколько митингов прошло в последнее время из-за строительства Северо-Западной хорды, которая соединит четыре округа Москвы - ЗАО, СЗАО, САО и СВАО. Например, жители Большой Академической улицы требуют не допустить её превращения в 12-полосный автобан и предлагают вернуться к старому маршруту хорды через нежилые кварталы. Проектировщики говорят, что в таком случае запуск Алабяно-Балтийского тоннеля не улучшит транспортной ситуа­ции, ведь его пропуск­ная способность значительно превышает возможности подходящей к нему Большой Академической улицы. Поэтому, чтобы наземные пробки не превратились в подземные, улицу надо расширить.

Недовольны глобальными дорожными преобразованиями и жители других районов, живущие возле шоссе Энтузиастов, на Каширском шоссе, в Марфине и Щукине. Следует сказать, что по всем запланированным строительным объектам проходят общественные слушания, свои замечания и пожелания горожане могут оставлять на сайте www.genplanmos.ru в разделе «Обсуждения».

К слову, этот интернет-ресурс чрезвычайно популярен, ведь там размещена достоверная и очень подробная информация о том, что входит в реконструкцию трасс. Выше скорость - меньше выхлопов.

«Конечно, когда ты живёшь на расстоянии 20 м от дороги, ты меньше страдаешь от вибрации и автомобильных выхлопов, чем люди, чьи окна находятся в 10 м от проезжей части, - говорит Владимир Соколов, председатель движения «Союз пешеходов». - Кроме того, привыкнув к определённому качеству жизни, очень тяжело переносишь все изменения, особенно если ты уже пожилой человек. Но в Москве с её плотнейшей застройкой невозможно сделать так, чтобы все были довольны - и жители,и автомобилисты. Кстати, расширение дорог несёт пользу не только водителям, но и обитателям окрестных домов, ведь чем меньше скорость автомобиля, чем чаще он тормозит и разгоняется, тем более грязные у него выхлопы. Получается, если расширить дороги, проложить новые развязки и сделать на больших шоссе пешеходные переходы внеуличными (чтобы убрать избыточные светофоры), то машины поедут быстрее. И горожанам из расположенных вблизи трасс домов станет легче дышать. Кроме того, они смогут быстрее добираться на наземном общественном транспорте до станций метро, особенно если после увеличения числа полос крайнюю выделят под общественный транспорт».

«Невозможно на 100% обещать, что превращение обычных улиц в высокоскоростные трассы решит наши проблемы с пробками, - считает Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. - Но, когда начинаются протесты против дорожного строительства и расширения улиц, я далеко не во всех случаях готов поддержать мест­ных жителей. Я, например, абсолютно уверен, что проект строительства новой дороги эстакадного типа вызвал бы ещё большие протесты населения, чем традиционный для Москвы вариант расширения уже существующей улицы. Вот японцы к таким градостроительным изменениям относятся очень спокойно. В Токио на уровне 3-го этажа жилых домов может идти колейная дорога (для метрополитена), а на уровне 7-го этажа - автомобильная эстакада. Конечно, приятнее смотреть на деревья, а не на машины, но никто не ропщет, понимая: город надо разгружать, а экологию - улучшать».

   
   

Какие же дорожные преобразования ждут москвичей в ближайшие годы помимо реконструкции вылетных магистралей и прокладки Северо-Западной хорды? До конца сентября должны завершиться работы по строительству автомагистрали от Звенигород­ского шоссе до ММДЦ «Москва-Сити». По информации столичного стройкомплекса, реконструкция Ленинского проспекта и Старокалужского шоссе, которая начнётся в этом году, должна занять два года. Идёт обсуждение нескольких вариантов реконструкции всей МКАД. Но в первую очередь строители разберутся с пересечением МКАД с Дмитровским и Ленинградским шоссе, объекты второй очереди - развязки с Варшавским и Каширским шоссе, а также с Профсоюзной улицей.

Как нам подтвердили в столичном Департаменте градостроительной политики, реконструкции подвергнется транспортная развязка на пересечении Дмитровского шоссе с 3-м Нижнелихоборским проездом (который расширят до 6 полос). Проект уже прошёл Мосгосэкспертизу, на этом участке построят тоннель для транзитного движения по Дмитровскому шоссе и боковые проезды для организации местного движения автотранс­порта и обеспечения разворотов. Специалисты департамента особо подчеркнули, что в ходе строительства будут произведены благоустройство и озеленение территории, а в прилегающих домах, где показатели уровня шума выше нормы, окна заменят на шумозащитные. Что касается Южной рокады, то понятно, что значительная её часть придётся на Рублёвское шоссе и Балаклавский проспект. Потом она нырнёт под железнодорожные пути, встретится с Кантемировской улицей, Каширским шоссе и упрётся в МКАД. Как отмечают эксперты, запланированный тоннель позволит автомобилистам перебраться с Каширского на Варшавское шоссе напрямую, без вынужденного крюка до Окружной дороги или в сторону центра.

Новых колец не надо. Даёшь хорды!

Кроме того, разрабатывается новая схема движения на Садовом кольце, причём над этим голову ломают не только столичные проектные институты, но и общественные организации (например, экспертный центр Probok.net). По распоряжению мэрии в текущем году была создана математическая модель, которая полностью отображает потоки транспорта, перемещающиеся по мегаполису. Это позволяет заранее увидеть возможные градостроительные ошибки и учесть все нюансы.

Кстати, на присоединённых территориях транспортный вопрос будут решать с большой осторожностью, а плотность дорог рассчитают по мировым нормам. «На все 148 тыс. га, которые вошли в состав Москвы, дороги не нужны, - говорит Михаил Крестмейн, главный инженер ГУП «НИиПИ Генплана Москвы».

К последним нововведениям относится создание ситуационного штаба, который будет в оперативном порядке изучать предложения москвичей по улучшению транспортной ситуации. В штаб войдут специалисты Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, Мосгор­транса, метрополитена. Одна из первых задач штаба уже известна - надо проверить эффективность выделенных полос и найти оптимальное решение, чтобы автомобилисты не страдали от того, что крайний ряд отдан общественному транспорту.

Кстати, в последнее время в Москве заметно возрос конт­роль за качеством ремонтируемых и реконструируемых дорог. Раньше специалисты столичного Объединения административно-технических инспекций требовали переделки участка в 2 тыс. м² вокруг дефекта дорожного покрытия. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин распорядился, чтобы при обнаружении брака на отремонтированных участках проверяли качество асфальта на всём объекте, который подрядчик приводил в порядок. И пока идёт лабораторный анализ образцов, участок не может быть принят в эксплуатацию.

Сколько же стоит такое широкомасштабное обновление дорожной сети?

«Бюджет на текущий год составляет $7 млрд, - говорит Марат Хуснуллин, заммэра столицы по градострои­тельной политике и строитель­ству. - В ближайшие 9 лет Москва потратит на транспортную инфраструктуру около $63 млрд. Этого хватит на приведение в порядок улично-дорожной сети и развитие новых территорий».