НОСТАЛЬГИЧЕСКУЮ прогулку по местам туалетных воспоминаний лучше всего начать со Смоленской площади (1). Именно там на рубеже XIX и XX вв. был возведён первый специальный городской публичный туалет-ватерклозет, или, как тогда стыдливо говорили, «ретирада со смывом». Выстроили её на совесть - крупное по тем меркам кирпичное здание с куполообразной крышей, украшенное по периметру крестами. Место было выбрано неслучайно - большую часть площади занимал многолюдный сенной рынок, так что Московская городская дума всерьёз надеялась на улучшение санитарной ситуации в окрестных переулках и дворах. Но - тщетно. В первые годы ретираду посещала только случайно оказавшаяся поблизости наглая студенческая молодёжь. Остальные стыдились туда заходить, а крестьяне, торговавшие сеном, и вовсе принимали непонятное строение с крестами за что-то церковное. Иные, въезжая на рынок, крестились на туалет, а особо дремучие не стеснялись класть ретираде земные поклоны, вызывая у москвичей бурный восторг. Сами же бизнесмены от сена предпочитали ходить по нужде во дворы. Однако увидеть в московском дворике крестьянина в позе орла не удавалось никому - с середины XIX в. Московская дума обязала всех владельцев доходных домов строить во дворах «деревянные выгребные ретирады для всякого прохожего человека». Предписание это не нарушалось никогда.
Пожалуй, единственный исчезнувший общественный туалет, по которому никому не придёт в голову лить слёзы, располагался почти на Красной площади (2), как раз в алтарной части снесённого в 1936 г. собора Казанской Божией Матери. К появлению этого сортира приложили руку не самые последние люди советского государства. В 1934 г. перед XVII съездом ВКП(б) между Сталиным и Хрущёвым состоялся такой разговор: «Товарищ Хрущёв, до меня дошли слухи, что у вас в Москве неблагополучно дело обстоит с туалетами. Даже «по-маленькому» люди бегают и не знают, где бы найти такое место, чтобы освободиться. Создаётся нехорошее, неловкое положение. Вы подумайте с Булганиным о том, чтобы создать в городе подходящие условия». Как мы знаем, Сталин был мужик своеобразный, и упомянутые товарищи заметались. В результате на месте собора возникли ресторан и туалет. В 1993 г. собор восстановили, но справедливости ради стоит сказать пару слов о «поругании святынь». Мерзкая жижа заливала Красную площадь задолго до большевиков: «настоящая зараза от текущих по сторонам вонючих потоков. Около памятника Минину и Пожарскому будки, на манер парижских писсуаров, к ним и подойти противно. Ручьи текут вниз по горе до самого храма Василия Блаженного» - негодовала «Русская Летопись» ещё в 1871 г.
Следующий объект находился во дворе дома № 4 по Кооперативной ул. (3). Его появлению 1 июня 1947 г. город обязан курьёзному случаю. За месяц до этого события Москва праздновала очередной «Мир - Труд - Май» с парадом. Накануне праздника по Тверской расположили бронетехнику с экипажами. И вот утром 1 мая председатель исполкома Моссовета (по-нынешнему - мэр) Георгий Попов, выходя из квартиры, вступил… Короче говоря, солдаты, ночующие в танках, украсили номенклатурные подъезды малоаппетитными кучками. На возмущение Попова: «Но почему же не сходить в туалет?» - его подчинённые напомнили: «Все деревянные кабинки за время войны пожгли на дрова». Результатом этого инцидента стала директива о строительстве 200 туалетов. Мэр выехал на Кооперативную ул., 4, где во дворе его ждал распахнутый деревянный «скворечник» под наблюдением управдома Софьи Туляковой. Говорят, Попов, не разобравшись в дверях, посетил кабинку «Ж». А в День города управдом Тулякова получила орден Ленина.
Смотрите также:
- Тайная история Кремля: как сносили его стены и строили детский сад →
- Стена Новодевичьего монастыря заменяет россиянам Стену Плача →
- Российский выбор: доброта или жестокость? →