...А страна ждет согласия

 Путин сформировался, как он сам говорит, под воздействием жестких структур с очень понятной иерархией: разряды, звания, соревнования, задания, выполнение. Стиль его руководства — повышение управляемости за счет выстраивания похожих систем и упрощения действующих (отсюда и отмена выборов губернаторов).

Это работает до определенного предела

   
   

 Так оно и продолжалось бы, потому что, как известно любому спортсмену, выигрышную тактику не меняют. А что, собственно, пускаться в рефлексию о судьбах либерализма, если тебе никто не возражает, а немногочисленных оппозиционеров (настоящих, не «системных») народ не поддерживает? Да и какие, казалось бы, оппозиционеры, они что, способны экономику модернизировать? Так, крикуны…

Но потом случилось то, что случилось:

— возникла устойчивая, активная и даже способная к организации часть народа, которой решительно не нравится власть;

— с ней надо как-то считаться, иначе не получается, упорствуют, «бандерлоги».

И Путин вдруг начал столь же решительно систему развивать. Ну или по крайней мере заявил об этом: про выборы губернаторов, упрощение регистрации партий, общественное телевидение. Вопрос: сможет ли он взаимодействовать с вновь формирующейся оппозицией, дискутировать с ней, побеждать, проигрывать, словом, управлять уже более сложной страной?

Новый уровень

Хорошо бы смог, потому что иначе либо возврат к запростецкой вертикали, либо хаос. Кстати, а почему все Путин да Путин? Почему бы ему и не уйти, вот прямо сейчас, как настаивают лидеры оппозиции? А потому что это было бы неправильно: как ни крути, но Путин реальный выразитель интересов очень многочисленных групп: государственников, силовиков, чиновников, бюджетников, пенсионеров, спортсменов своих любимых, в конце концов… Их что, блистательно проигнорировать?

Настоящих буйных много

Просто в свое время они все рванули деньги зарабатывать, и среди них вырос слой прошедших через трудности и знающих жизнь отличных организаторов.

Посмотрите, как искренне обрадовался Вадим Дымов (копчености и книжные магазины) просто включению в кандидаты в губернаторы Приморья. Как увлеченно взялся за дело в Тульской области Владимир Груздев (розничная торговля), Лев Кузнецов (ранее «Интеррос») — в Красноярском крае. Об Александре Хлопонине я вообще не говорю…

Если оппозиция сможет мобилизовать на свою сторону дельных бизнесменов, она решит кадровый вопрос.

Идеи

«За честные выборы!» — отличная мысль. А другая фундаментальная ценность, особенно для нашей огромной страны — делегирование ответственности и власти на места, в регионы, муниципалитеты. Альтернатива вертикали — только разверстка власти на места. Путин ведь ценит Солженицына? Тогда вперед, в земства, вся власть Советам. Для организации на местах сейчас есть очень важная предпосылка — инструмент социальных сетей в интернете.

Выводы

Среди оппозиционных активистов, помимо ярких личностей, есть немало неприятных людей, крикливых, упрямых, мастеров передернуть и приврать. Мое мнение: надо учиться работать и с ними: «У нас нет сегодня других писателей».

 

Материал из издания «Не дай Бог!» №5, 14-21 марта 2012

 

 

Смотрите также: