- И какой рецепт выживания вы видите? Если честно, на парламентских выборах многочисленные демократические партии показали не очень внушительный результат…
- Главное - не тешить себя иллюзиями об ужасах административного давления и 20% голосов, которые у нас «отобрали». Это - красивые сказки, от которых устала даже пресса. Пора посмотреть правде в глаза: мы проиграли эту битву, и ответственность за поражение ложится не на власть, не на чиновников на местах, а на нас, на демократические партии, не сумевшие объединиться и шедшие на выборы четырьмя колоннами. В итоге получили, что заслужили. Можно, конечно, признать поражение и самоликвидироваться. Можно уйти в маргиналы, работать на обложки западных СМИ, строить из себя последних демократов. Меня эти варианты не устраивают. Я хочу возродить демократическое движение в стране. И вариантов, кроме объединения, я не вижу. Вот он – рецепт выживания и последующей победы. Я предлагал его еще три года назад. Уверен, что теперь меня услышат.
- Видимо, вы как и все остальные демократы: готовы объединиться, но только на базе собственной партии и с собой в качестве бессменного лидера.
- Ничуть. Объединение демократов может происходить только демократическим путем, а не с помощью интриг в высоких кабинетах и хитрых слияний-поглощений, которые придумывают лидеры демократов, чтобы только не слететь с годами насиженных мест. Я считаю, что вопросы лидерства и бренда должны решаться только «снизу», то есть – в регионах. Мое предложение заключается в следующем: в каждом регионе, в котором присутствуют отделения партий, причисляющих себя к демократическому лагерю, проводятся региональные праймериз, в которых участвуют все активисты всех этих партий. На них выбираются тройки региональных лидеров, которые едут в Москву на общую объединительную конференцию. И именно эти региональные лидеры прямым голосованием выбирают федеральную тройку лидеров для объединенной партии и бренд, под которым они готовы объединиться.
- А если вас не выберут лидером? Или не выберут в качестве объединяющего бренда ДПР? Что тогда?
- Ничего страшного. Если выберут в качестве платформы для объединения Демократическую партию России, но меня не будет в числе ее лидеров, я добровольно сложу с себя полномочия председателя ЦК и лидера партии. Если выберут в качестве бренда для объединения «Яблоко», СПС или «Гражданскую силу» - я пожертвую брендом ДПР, старейшей демократической партии страны, ради единства в лагере демократов. Вот здесь и сейчас я Вам даю это слово. А свое слово я не нарушаю никогда.
- Верность слову не считается благоприятным качеством для политика…
- А мне важнее быть порядочным, нормальным человеком, чем стать успешным политиканом. У меня есть семья, у меня трое детей. Как я смогу их воспитывать, кроме как на собственном примере? Чему я их научу? Что они скажут мне через тридцать лет? В каком мире они будут жить? Каждый раз, когда я принимаю то или иное решение, я обязательно думаю об этом.
Между тем не соглашусь с вами, что верность слову – плохое качество для политика. Это – один из тех стереотипов, которые привели сейчас к политической апатии у самой экономически и социально активной части общества – у среднего класса, чьи интересы я и Демократическая партия России всегда защищали. Настало время вернуть в политику человеческие ценности.
- У вас получается прямо по Высоцкому: «Досадно мне, что слово «честь» забыто, и что в чести наветы за глаза».
- Именно. Кстати, именно эти строки я в свое время взял эпиграфом к выпускному сочинению в школе. Шел на серебряную медаль, а в сочинении привел в качестве примера «забывших честь» некоторых деятелей КПСС того времени. Остался без медали и едва-едва не без аттестата в принципе. Но состояться в жизни это изначальное нежелание играть по чужим лицемерным правилам не помешало, как видите. Сейчас – та же самая история. Я не буду играть по правилам, которые придумали старые лидеры, каждый из которых – главный демократ, и каждый из которых - в отдельном высоком кабинете. Мне важнее стать политиком и создать партию, отвечающую запросам обычных людей.
- Вы думаете, что у этих самых обычных людей, у представителей среднего класса сейчас есть потребность в представительстве собственных интересов в политике?
- Абсолютно уверен. Средний класс, начавший формироваться в последние годы, - это абсолютно новое явление для нашей страны. И тем, кто отождествляет себя с этим социальным слоем, нужны нормальные люди с демократическими убеждениями, которые готовы при помощи демократических механизмов влияния на государственную систему менять ситуацию в стране в их интересах. Наша задача - привлечь новых людей в демократический лагерь и показать, что мы готовы справиться с такой ответственностью и достойны доверия избирателей. Впереди - четыре года. Вполне достаточный срок для решения такой задачи.
- Позвольте пожелать вам успеха в ваших начинаниях.
- Спасибо. Уверен – у нас все получится!
Читайте также: Андрей Богданов: «Не останавливаться, идти вперед»
Свои вопросы лидеру «Демократической партии России» Богданову А.В. вы можете задавать в письменном виде по адресу 101000 Москва, ул. Мясницкая, д.42, редакция «Аргументы и Факты» с пометкой: «12 шагов в Европу», а также по телефону 8-800-200-20-35 (звонок по России бесплатный).
Смотрите также:
- Анатолий Вассерман: Я бы отменил все реформы в образовании за последние 30 лет →
- Д. Медведев: «С нервами у меня пока всё в порядке» →
- Данил Корецкий: Как научить родину любить? →