■ АРХИП КУИНДЖИ, большой любитель южных пейзажей, всё-таки не устоял перед одним из самых «сочных» видов второй столицы Российской империи. Впрочем, уникальность вида с Воробьёвых гор замечали и до него. Самым известным ценителем панорамы принято считать крымского хана Казы-Гирея, который в 1591 г. строил свои планы по захвату Москвы, стоя именно на этой точке. Отсюда он начал наступление, потом, отведав русской артиллерии у Калужской заставы, решил по новой насладиться видом Москвы, но вынужден был прервать экскурсию и бежать обратно. Спустя 21 год Воробьёвы горы посетил ещё один экскурсант, польский гетман Ходкевич. Он тоже оценил панораму, да так влюбился в Москву, что чуть было не остался здесь на ПМЖ, но был выбит конкурентами - Мининым и Пожарским, которым столица нравилась всё-таки больше. Сейчас полюбоваться городом можно без войны, увечий и трупов. А заодно и сравнить картину Куинджи «Вид на Москву с Воробьёвых гор» с нынешним пейзажем, удостоверившись, что храм Христа Спасителя по-прежнему отлично просматривается.
■ ВАСИЛИЙ ПЕРОВ, автор картины «Утопленница», в лучших традициях передвижников бессовестно перегрузил своё полотно символикой. Мало того что вид ёрнически открывается на Китайгородскую стену и храм Николы Мокрого, так там ещё и неявно присутствует Московский Воспитательный дом (справа, как раз за срезом картины). Почему ёрнически? Да потому, что некоторые исследователи уверены - моделью утопленницы послужила проститутка, добрая знакомая художника. В сочетании с Воспитательным домом сцена выглядит особенно сильно. К сожалению, нынешние москвичи, пожелавшие взглянуть на Кремль глазами художника, сделать этого не смогут - отмель и пристань, на которой лежит героиня, давно исчезли. Более-менее адекватно этот вид Москвы просматривается только с Большого Устьинского моста.
■ ЮРИЙ ПИМЕНОВ, многими почитаемый как классик соцреализма, своей картиной «Новая Москва» несколько подорвал своё реноме. Нет, вид Охотного Ряда, Дома союзов, гостиницы «Москва» и нынешней Госдумы передан в принципе верно. Вопросы вызывают автомобиль и его водитель. Дама за рулём в 1937 г. - это из разряда фантастики. Лиля Брик, первая в Москве женщина, управлявшая личным авто, к тому времени уже была лишена водительских прав. Жена художника, Наталья Пименова, послужившая натурщицей, машину не водила. С автомобилем тоже не всё в порядке. Модель - кабриолет, верх открытый, марка не установлена. Говорят, что «Форд». Но откуда тогда у него гнутое ветровое стекло? «Крайслер», правда, попробовал установить такой «лобовик» ещё в 1934 г., но фирму осмеяли, и гнутые стёкла появились лишь в середине 1950-х. Кстати, желающие сейчас проехаться вслед за мифической женщиной сильно рискуют - движение там одностороннее, а катить по встречке опасно.
Смотрите также:
- Внутренние демоны. Зачем европейцы вырезают и носят зверские рожи →
- Путями клоунов: традиции столичного цирка - любовь и пламя? →
- Дидро в России. О смеси «французского с нижегородским» →