Их жизнь бьёт ключом. Но есть одна особенность - они инвалиды детства с диагнозом «детский церебральный паралич».
Мы привыкли, что жизнь инвалидов в России - тема закрытая и очень печальная. Им недоступны человеческие радости, о них почти не заботится государство. Здоровые люди считают, что это не их проблемы, и стараются не думать о плохом.
Роман, Иван и Максим - молодые ребята, для которых тяжёлая болезнь не стала «диагнозом». И хотя им приходится каждый день, каждую минуту преодолевать такие трудности, которые мы себе и представить не можем, они выглядят сильнее и успешнее тех, кто физически здоров.
До 6 лет ходить не умел…
До 6 лет Рома Кружалов ползал. «Он сможет передвигаться только на коляске, - уверяли врачи родителей мальчика. - Максимум - на костылях». Девять операций, вечная боль, бесконечная неподвижность - чтобы всё заживало правильно... Но мама Наталья Георгиевна сдаваться отказывалась. Сама ежедневно делала сыну массаж, придумала специальную систему упражнений, возила его в лучшие больницы страны.
Так что вопреки приговору врачей Роман начал ходить. И мало того, окончил школу, институт, получив профессию психолога, посвятил себя реабилитации таких же, как он.
«В спорт я попал случайно, - рассказывает Роман. - Нужно было перейти оживлённую дорогу без светофоров, и помочь мне вызвался мужчина средних лет. я сразу обратил внимание на затруднённую речь и походку человека с последствиями ДЦП. Разговорились. Оказалось, новый знакомый занимается в спортклубе для людей с поражениями опорно-двигательного аппарата…»
Тяжёлая атлетика увлекла Романа, и вскоре он успешно выступал на краевых и районных соревнованиях среди инвалидов по пауэрлифтингу (силовое троеборье со штангой). А потом выиграл чемпионат России. Кружалов и сам открыл спортивный клуб для инвалидов и ребят из мало-обеспеченных семей. Однако за арендную плату и коммунальные услуги город потребовал стопроцентную оплату. Так что клуб пришлось закрыть.
Шахматы и мотоцикл
Иван и Максим - товарищи Романа. Не по несчастью, а по желанию добиваться цели и умению не отчаиваться.
В 5 лет Ваню Серебренникова научил играть в шахматы дедушка. Теперь он в десятке лучших в крае шахматистов среди инвалидов. Хотя на занятия в клуб ему приходилось в буквальном смысле вползать - передвигается Ваня на коляске, а пандусами здание клуба не оборудовано. «Представляете, живописная картина: я вползал на второй этаж, а следом хромой товарищ тащил мою коляску».
Походы, рыбалка, путешествия - вот далеко не полный список увлечений молодого человека. Иван показывает фото: вот он в Нальчике, Пятигорске, вот позирует на фоне водопадов, вот в Домбае - взобрался с другом и неизменной инвалидной коляской на вершину горы. Врачи хватались за голову: «Какие горы с вашим диагнозом?». - «А то, что я к вам на поезде трое суток из Барнаула ехал, ничего?» - и Ваня отправлялся в новое путешествие.
А ещё он обливается холодной водой, занимается гимнастикой и не признаёт таблеток.
«Когда мне было 16 лет, я серьёзно заболел гриппом, было осложнение на почки. В больнице сказали - всю оставшуюся жизнь придётся сидеть на таблетках. Но я не стал принимать никаких препаратов, а обливался холодной водой и голодал раз в неделю по 42 часа. Можете представить себе шок соседей по дому, которые днём видели, как ко мне приезжает «скорая», а вечером - меня полуодетого в снегу с ведром холодной воды. Но я выздоровел. С тех пор таблеткам не доверяю».
Максим Баяндин о себе рассказывать не любит. Зато любит гонять на мотоцикле и кататься на снегокатах по замёрзшей реке. И в ответ на удивление замечает: «Это же такой адреналин! Когда едешь, забываешь обо всём на свете».
Когда-то он держал свой магазинчик по продаже запчастей. «Администрация задушила поборами, соседи - отношением, - рассказывает Максим. - Можно, конечно, попытаться найти работу на каком-нибудь предприятии. По закону инвалидам должны предоставляться места. Но попасть на них не так просто. А потом, зарплата - полторы-две тысячи. Причём как только ты устраиваешься, снимают пенсию по нетрудоспособности. Получается, что ты работаешь, что не работаешь - деньги те же».
Не делайте для нас - делайте для себя
Удивительно, но они не жалуются, а живут полной жизнью. Если чего и просят, то только положенного по закону. Иван - того, чтобы заасфальтировали 20 метров размытой грязью улицы, в которой увязает его коляска. Чиновники в ответ на его просьбу удивились: «Зачем тебе это? Сиди лучше дома!» Роман - чтобы инвалидам дали возможность заниматься спортом. Максим - чтобы дали возможность работать.
«У нас в стране никто не защищён, - говорят ребята. - Многие люди, потеряв здоровье, остаются наедине со своим горем, полностью отрезанными от мира. А ведь чего проще: постройте нормальные пандусы, а не мраморные под углом 90%, организуйте транспорт и лифты, в которые может въехать коляска, сделайте в магазинах чуть более широкие двери. Это нужно не только нам, но и пожилым людям, и мамам с колясками. Не нужно что-то делать для нас - делайте для себя».
Они и сами делают всё возможное. И почему-то кажется, что именно у таких мужчин всё получится.
Смотрите также:
- Защита для беззащитных. Челябинские инвалиды учатся на курсах самообороны →
- Дающая радость. Как волонтёр хосписа облегчает боль и страдания людей →
- Пешком через недуги: как дети-инвалиды покоряют горы →