Путешествие из Петрограда в Москву. И обратно?

   
   

Драп нах остен

Этому конспиративному путешествию предшествовало февральское наступление немцев, начавшееся по всему фронту. Хотя фронта как такового не было, как не было и старой царской армии, приказ о демобилизации которой отдал большевистский главковерх Крыленко. Новой рабоче-крестьянской армии пока тоже не было. О продвижении германских войск большевистское руководство узнавало от телеграфистов, которые первыми замечали составы с немцами на железнодорожных станциях.

Ситуацию усугубляли и подходящие к концу запасы хлеба. Петроградские заводы закрывались один за другим, а панические слухи о скором бегстве советского правительства будоражили весь город. Чтобы разрядить обстановку, ВЦИК 27 февраля принял постановление о публикации в «Известиях» «Сообщения о ложности слухов относительно эвакуации Петрограда». Вопрос об эвакуации, уверяли народ, даже не обсуждался.

Через день «Известия» дополнительно «успокоили» взволнованных питерцев, сообщив им, что о приближении вражеских летательных аппаратов население будет предупреждено. Людям советовали на случай газовой атаки запастись марлевой маской в 25 слоёв, окна и двери занавесить мокрыми простынями. Ещё через несколько дней было опубликовано обращение «Ко всему рабочему населению Петрограда!» с призывом в корне пресекать всяческие провокационные слухи об эвакуации города и сообщать сведения о тех, кто их распространяет, «куда следует». Как раз в тот момент, когда сознательные рабочие читали эти призывы, первое советское правительство было на пути к Москве.

Решение о переносе столицы было принято по инициативе Ленина. Сначала предполагалось, что переезд советского правительства в Москву будет делом временным - «до победы мировой революции». Однако не исключалась возможность переноса столицы на Волгу или Урал.

Конспирация, батенька...

Сам отъезд Совнаркома был тайной даже для организовывающих его «проверенных товарищей». Конспиративный совнаркомовский поезд решили отправить с Цветочной площадки, находящейся за Московской заставой. Одновременно два поезда с работниками наркоматов и имуществом готовились к отправке с Николаевского вокзала. Всем отъезжающим конверты с секретными предписаниями об отбытии были вручены поздно вечером 9 марта.

Главный поезд с Лениным отправлялся в полной темноте. Свет зажгли при зашторенных окнах и только тогда, когда вышли на главные пути. Пассажирам запретили выходить на станциях, чтобы не возбуждать любопытства публики. Предосторожность оказалась нелишней. Рано утром 11 марта на станции Малая Вишера совнаркомовский поезд был встречен вооружёнными матросами и солдатами, которые ехали в одном направлении с Ильичём - в противоположную от фронта сторону. Их естественному желанию «прощупать» поезд Совнаркома воспрепятствовали латышские стрелки с пулемётами. Только они спасли правительство от встречи с дезертирами.

Через неделю после прибытия в Москву руководство страны обосновалось в Кремле, который не покинуло до сих пор.

P. S. Так что в обсуждаемых в последнее время планах переселения власти в Питер есть своя логика. Опасность миновала, и можно возвращаться в историческую столицу. Ну, по крайней мере, частично...

Олег ГЕРЧИКОВ

Смотрите также: