Прежним курсом...
Новая целевая программа Департамента науки и промышленной политики Москвы направлена на продолжение курса, взятого давным-давно: крупные старые предприятия должны очистить городскую территорию.
Планируется ежегодно «сокращать число убыточно работающих организаций промышленности не менее чем на 10%». Таким образом в течение двух лет освободится около 100 га. Так, во всяком случае, обозначено в упомянутой программе. Инициатива властей понятна - сейчас производственные земли занимают почти четверть Москвы. На этом месте можно развернуть строительство жилых домов, офисов, торговых центров.
...на все четыре стороны
«Никаких проблем с выводом предприятий мы не испытываем», - заявлял совсем недавно Евгений Пантелеев, руководитель Департамента науки и промышленной политики Москвы, смещённый Сергеем Собяниным с поста министра правительства Москвы. Но по факту всё не так просто.
«АиФ» проверил, какие заводы были перебазированы в течение последних 2-3 лет. Обнаружилось всего 14 «передвижников» (см. карту), учитывая, что ещё в 2004 г. планировалось переместить порядка 100 предприятий. Инвесторы жалуются, что строить на промтерриториях очень дорого, ведь в ряде случаев застройщик берёт на себя расходы по вывозу предприятия. Перевозят их на разные расстояния. Некоторые - совсем далеко, в другие регионы. Большинство - в Московскую область, и областные чиновники с удовольствием (в отличие от жителей) их принимают: 90% подмосковных земель - территории сельхозназначения, и, если застроить их заводами, финансовая отдача будет в разы выше.
Что осталось москвичам
У большого переезда, как у любой масштабной перемены, есть две стороны. Конечно, без заводов становится легче дышать, но вместе с рабочими местами из городского бюджета уплывают налоговые поступления.
К тому же, если на месте заводов оборудуются офисы, проблема пробок в Москве будет только углубляться: большинство промзон находится в пределах Третьего транспортного кольца. А у нас и так, по словам Александра Стрельникова, ведущего научного сотрудника отдела исследований транспортной инфраструктуры НИИ градостроительства, 38% рабочих мест расположены на 6% территории города. Член экспертной комиссии Генплана Москвы предлагает переоборудовать офисные здания в недорогие гостиницы, с которыми в городе большая проблема. Туристы в отличие от менеджеров не будут разъезжать по городу на личных авто. Кстати, в Европе отели, оборудованные в бывших фабриках, пользуются большим спросом.
А КАК У НИХ?
В 1920-е гг. в США на Манхэттене начала резко дорожать земля, и предприятия стали переводить на окраины Нью-Йорка. Опустевшие фабричные здания не сносили - они пришлись по вкусу представителям богемы: художникам, скульпторам, музыкантам.
Огромные площади давали простор для их фантазии и стоили не так дорого, как квартиры в обжитых районах города. Самый известный обитатель манхэттенского лофта (так стали называть квартиры в заводских стенах) - художник Энди Уорхол. Со временем за такими жилищами закрепился статус элитных, и они стали не менее дорогими, чем престижные квартиры в привычных домах.
В них начали селиться бизнесмены и адвокаты. В 1960-е гг. лофты пришли в Европу. Обживать тогда стали не только предприятия, но и заброшенные школы, электростанции, пивоварни, вокзалы.
В последние годы «промышленную» жилплощадь распробовала и наша богема: лофты появились в Москве и Санкт-Петербурге.
1. «Красный Октябрь»: Берсеневская набережная, 6, Малая Красносельская ул., 7.
2. Ветеринарно-санитарный завод «Эколог»: г. Люберцы, Кожуховская горка, 2, Московская обл., г. Воскресенск.
3. ЗАО «Связь инжиниринг»: 8-го Марта ул., д.10, стр. 3, ул. 6-я Радиальная, д. 9.
4. ООО «Центр глазного протезирования»: ул. Намёткина, д. 10а, корп. 1, 14-я Парковая ул., д.1а, стр.1.
5. Мебельная фабрика «МООН»: Московская обл., г. Мытищи, Олимпийский просп., влад. 29, стр. 1, Московская обл., г. Ногинск, ул. Индустриальная, 38а.
6. Мебельная фабрика «Одэкс»: Одинцовский р-н, пос. Юдино, 1-е Успенское шоссе, д. 1, Московская обл., г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 134.
7. Завод «Электролуч»: Большая Пироговская, дом 27, строения 1-7, Смоленская обл., г. Гагарин.
8. Фабрика «Красная швея»: ул. Никольская, д. 10/2, ул. Малая Юшуньская, д. 1, корп. 1.
9. ОАО «Трёхгорная мануфактура»: г. Москва, ул. Рочдельская, владение 15, Ярославская обл., г. Гаврилов-Ям.
10Московский металлургический завод «Серп и Молот»: г. Москва, ул. Золоторожский Вал, д. 11, Смоленская обл., г. Ярцево.
11. ОАО КМКИ «Добрынинский»: ул. Коровий Вал, д. 5, ул. Электрозаводская, д. 27, стр. 1.
12. НПО «Гелиймаш»: Лужнецкая наб., д. 10а, 1-й Дорожный пр., д. 6.
13. Московский карбюраторный завод: ул. Шаболовка, д. 10, Сормовский пр., влад. 6.
14. ОАО «РТИ-Каучук»: ул. Усачёва, д.11, ул. Генерала Дорохова, д. 6.
Смотрите также:
- Кому строим? Строительство виадука в поселке Комарово выгодно чиновникам →
- Директор НИиПИ Генплана: В Москве может появиться подземный город →
- Как вернуть Москву к жизни? Советы новому мэру →