Основную проблему увидели в том, что в этом лагере (ассоциирующимся с подготовкой актива «пропутинской»/«промедведевской» молодежи) православие используется как часть идеологии и как некоторый утилитарный инструмент для привлечения молодежи доверяющей Церкви в ряды лояльных властям.
Я бы вполне согласился с такой позицией, если бы дело было именно так, но оно сложнее и многограннее. Попробую выразить свое отношение к происходящему, как очевидец, уже дважды работавший на форуме «Селигер» в качестве преподавателя православной смены.
Как устроен молодежный форум Селигер?
Опишу то, что видел в прошлом и в этом году. Участники форума юноши и девушки со всей страны. Ни в коем случае нельзя думать, что это все «нашисты» или актив «пропутинской» молодежи. На форум едут ребята прежде всего представляющие разные движения и организации (не только политические, но и экологические и добровольческие и организованные по территориальному признаку), хотя не так уж мало тех, кто сам по себе. Смена «Лидерство» в рамках которой проходила смена «Православие» в этом году собрала более 5000 человек.
Чтобы попасть на форум необходимо было своевременно зарегистрироваться на сайте и выполнить несколько заданий, после чего внести организационный финансовый взнос и залог за инвентарь (если не ошибаюсь в сумме 2000 рублей).
Все участники живут на территории площадью 3 — 4 квадратных километра на берегу озера Селигер, огороженной и тщательно охраняемой. Выходить за территорию лагеря участники не могут. Все, в том числе и преподаватели живут в палатках. Пища готовится в полевых условиях на кострах из продуктов и выдаваемых организаторами. На форуме действует абсолютный «сухой закон» и жесткая дисциплина. Прогуливающие занятия, шумящие или гуляющие по ночам, покинувшие самовольно территорию, употребившие спиртные напитки отчисляются сразу. Такие требования, более чем оправданы. Те, кто занимался молодежными лагерями согласятся, что это единственная возможность обеспечить эффективное обучение, безопасный досуг и удержать такое количество людей от всяких глупостей.
Лагерь прежде всего учебный с элементами досуга. День проходит примерно так:
Досуг молодежи разнообразен. Возможности потрясающие: велосивепеды, спортивное ориентирование в лесу, байдарки, катамараны, альпинизм, дискотеки, кино и т.д. В свободное обеденное и вечернее время работает библиотека, открыт wifi доступ в интернет, работают различные кружки студии, спортивные площадки, сцены, открыт пляж и предоставлена возможность прокатится на лодке или катамаране с парусом по озеру.
Учебная программа конечно так или иначе связана с тем, что можно назвать «полит-информация» и «полит-технологии». Основная тематика смены «Лидерство» — помощь молодежи в осмыслении своих проектов, помощь в их разработке, оформлении и продвижении. Схожий принцип соблюдался и на православной смене, с надлежащими особенностями: более 2/3 времени отводилось на православные темы и вопросы разработки проектов.
Что было на православной смене?
Православная смена — это специальная образовательная программа для молодежи желающей так или иначе проявить себя в православной церкви в том числе церковно-общественной жизни. Часть этой программы совпадает с тем, что предлагается всем сменам и участникам, часть специальная: основы вероучения и основы организации молодежной работы на приходе. Православным христианам были предложены и особые вечерние мероприятия, к примеру, мастер-класс по организации миссионерских акций. В конце смены была совершена миссионерская Литургия. Это традиционное и главное для Православной Церкви богослужение имело ряд особенностей: совершалось на открытом воздухе, присутствовали все желающие вне зависимости от формы одежды (лишь бы не в купальнике), некоторые молитвы и Священное Писание читалось по-русски, так называемые «тайные молитвы» читались вслух (даже в микрофон), во время богослужений были паузы во время которых священник комментировал происходящее, давал некоторые советы новоначальным.
В этот раз православных христиан было относительно мало — около 400 человек (в прошлом году более 1000). Со стороны священноначалия не было никаких разнарядок или приказов, поехали только те, кто хотел и выполнил общие для всех условия участия. Юноши и девушки приехали со всей страны, в основном те, кто так или иначе желал бы поучиться, отдохнуть, завязать связи и «продвинуть» свои православные проекты, начиная от строительства храма и антиабортной деятельности и заканчивая комплексными центрами по работе с семьей.
Проще говоря, для православных участников смысл «Селигера» такой же как и для всех — это, прежде всего площадка, где можно получить поддержку и «запрыгнуть» в некоторый социальный лифт. За годы церковной жизни в постсоветском обществе были воспитаны и взращены многие специалисты и активисты церковной работы, они обрели опыт и собственное понимание чего хотят и при каких условиях. Отсутствие же системной поддержки православных молодежных проектов со стороны Церкви и церковной общественности привело к тому, что многие активисты обратились за помощью и поддержкой к государству, в том числе в формате молодежного форума «Селигер».
Откровение «Селигера»: кесарю кесарево
Участники православной смены встретились с руководителем Федерального агентства по делам молодежи России Василием Якеменко. Встреча была посвящена задумкам или начинаниям, требующим поддержки и продвижения за государственный и общественный счет.
Василий, комментируя православные «проекты», очень жестко раскритиковал подавляющее большинство из них. Из контекста беседы было понятно, что православная молодежь предлагала то, что напрямую не имело и не имеет социального и общественного значения, к примеру развитие миссионерства или «поднятие уровня духовности». Главные тезисы Василия Якеменко, как я их понял, сводились к следующим.
Первый тезис. Если говорить о светской практике, в идеале на разные услуги есть заказчик: государство и общество. Так или иначе, они через покупку услуг делают выбор и реальными деньгами поддерживают то или иное начинание. Если речь идет о церковном миссионерстве или катехизации (обучении новообращенных основам веры), то заказчиком, а значит и покупателем и создателем рабочих мест должна стать Русская Православная Церковь. Очевидно, указанные дела — зона ее ответственности на религиозном общественном пространстве, где РПЦ, кстати, вполне равноправна с другими традиционными религиями и находится в конкурентных условиях. Если Русской Церкви не нужны молодежные христианские инициативы и молодежные лидеры, если нет желания их принять и поддержать, то уж государству и обществу их поддерживать нет смысла.
Второй тезис. Если речь идет о социально значимых делах, не имеющих непосредственного отношения к православию, как то борьба с абортами, социальное добровольчество и т.д., то тут православные не были и не являются приоритетной аудиторией и не занимают лидирующих позиций. С абортами сейчас не борется только ленивый. Из опыта видно, что православие не дает ничего такого, благодаря чему эти служения могли бы быть лучше и эффективнее светских аналогов. Стоит только перейти на язык четких формулировок и цифр, язык КПД и станет ясно, что православные общественно значимые проекты — это «вчерашний день», как правило, нечто кустарное недостойное поддержки и финансирования. Причина, вероятно в том, что прежде выхода на светскую экспертизу православные проекты не смогли как следует оформиться и созреть в профессиональном плане из-за отсутствия системной поддержки и часто даже простого понимания.
Пример. Некто предлагал проект строительство храма, спрашивал, где взять деньги? Василий задал ряд вопросов: «Зачем, кто будет туда ходить, что делать с пришедшими, есть ли пастырь? — после чего продолжил, — давайте я дам хорошую прочную палатку-шатер, а вы найдите пастыря и начните работать с людьми, сначала пастырь и община, потом поиск средств, потом храм».
Я очень рад, что эти два тезиса прозвучали от столь высокопоставленного лица открыто. Они вполне могут определить пути развития церковно-государственных отношений в области молодежной работы. Очень важно, что прозвучала ясная позиция об областях компетенции и ответственности. Кесарю кесарево, Богу Божье. Строить «Царство Божье» за государственный и общественный счет не получится (а как многим хочется), прежде всего потому, что это не нужно ни государству ни обществу. Улучшать общество вполне нужно и полезно, но на конкурсной основе с другими желающими. Православные, просто обязаны начать вкалываться в развитие молодежной работы, должны начать учиться профессионально работать.
Зачем православным это надо?
Дело в том, что есть вопрос на который должен ответить каждый православный активист, желающий работать с молодежью. Кто те люди, что живут вокруг него? Кто те активные юноши и девушки, что через несколько лет будут значимы для нашей страны? Если есть хоть какое-то желание познакомиться с ними, увидеть их в лицо, поучиться у них, поделиться своей верой и своим опытом, то «Селигер» — это на данный момент единственное место и единственная возможность, где это можно сделать. К тому же, сколько можно православным учиться самим у себя? Не пора ли выйти в мир?
На данном этапе совершенно ясно: есть православные верующие юноши и девушки очень активные, у них есть задумки и даже реальные дела. Требуется поддержка и помощь со стороны церковных структур. Но, в ближайшее время, думаю, ее не будет. При этом, как бы это не прозвучало парадоксально и даже невероятно, организаторы православной смены на «Селигере» по опыту и пониманию церковно-просветительской и молодежной работы наиболее профессиональны и адекватны в этом вопросе. Как доказательство, именно на православной смене была отслужена миссионерская Литургия, о которой речь шла выше. Начинающим православным молодежным лидерам есть чему и у кого поучиться.
Сотрудничество Церкви с организаторами православной смены форума «Селигер 2010» строится на свободных и деловых началах. Главное в этом сотрудничестве некоторый проект или цель, которая достигается совместными усилиями. В этом году цель — учебная программа по теме «организация молодежной работы на приходах РПЦ». Никто никого не «покупает», не «использует», не «строит». Никто никем не «отчитывается». Есть предложение (не важно с чьей стороны оно звучит), есть взаимные условия. Если стороны согласны — есть дело. Внутри православной среды такие отношения редкость, столько желающих «поучать», «давать рекомендации», «цензурировать», «управлять», что порой отпадает всякое желание работать вообще.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Вопросы православного F.A.Q. →
- Юрий Белановский: О возможном кризисе НКО →
- Что церковь может дать молодежи? →