Елена Семёнова: Благотворительность по этикету

   
   

Когда человек рассказывает о том, что он пожертвовал денег на операцию больному или приют для бродячих животных, ты не можешь просто кивнуть. Ты должен обязательно озвучить в ответ, что благотворитель – молодец и делает доброе дело. Ведь если не озвучишь, о тебе самом подумают плохо! Да и ты сам скорчишь гримасу: что за дела – Вася Пупкин помогает, а я даже и не думал об этом…

Для общества благотворительность, как ни странно, предельно оценочная и дискутируемая область. Простой пример: работаю я в рекламном агентстве, и с каждого клиента имею свой процент. Не топ-менеджер, не звезда НХЛ и не банкир, но заработок мой, скажем так, больше, чем у господина Грызлова. По крайней мере, официально. Что скажет обычный обыватель обо мне? Конечно, что я делаю лёгкие деньги, что мне просто повезло, и что именно из-за моих процентов товары в магазине так дороги для честных людей.

В общем, я практически враг народа и бездельник. И многие скажут об этом с удовольствием.

А теперь представьте, что я – то же самое, но каждый месяц щедро жертвую на нужды ребятишек из какого-нибудь детского дома в Удмуртии. Не важно сколько – не скуплюсь, и всё.

И попробуйте теперь сказать, что я наживаюсь на простом народе! Благотворительность – моя индульгенция (и не имеет значения, нужна она мне или нет). И, что уж скрывать, сегодня много людей, которые разыгрывают эту карту, что называется, по полной программе.

Сочетаются ли благие дела и самолюбование? Есть ли этикет в благотворительности?

   
   

…На каждого нуждающегося найдётся ещё более нуждающийся. Вы организовали фонд защиты животных, на которых тестирует кремы и лосьоны парфюмерная промышленность? Их хотя бы кормят, а вот выброшенные хозяевами домашние питомцы – они страдают по-настоящему…

Заботитесь о бездомных животных? Да вы просто плодите бродячих собак и кошек. О людях бы подумали!

Что, вы собираете деньги ремонт баскетбольного зала в спортивной школе? Это вообще должны делать местные власти и Министерство спорта и туризма! Помогли бы тем, кто болен!

Дальше может быть длиннейшая дискуссия о том, какое заболевание опаснее, какое имеет смысл лечить, а какое нет, кого более справедливо поддержать деньгами – больного взрослого или  ребёнка… Этот спор бесконечен и, по сути, ещё более жесток, чем лаконичный отказ страждущему.

К счастью, есть благотворительные фонды, которые в жёсткой связке с финансовыми структурами, смогли сделать так, чтобы помочь было просто.

Не обязательно идти в банк и заполнять квитанции – тот, кто освоил Интернет-банкинг, может перечислить на счёт благотворителей любую сумму, не вставая с рабочего места. Для «Линии жизни» и «Живого фонда» взнос можно оплатить на сайте банковской карточкой (кстати, в «АиФ – Доброе сердце» эта возможность появится буквально через месяц). Мне кажется, это очень здорово. И не только потому, что можно на минуту-другую отвлечься от документов и отправить хотя бы 300 рублей тем, кому это жизненно необходимо. Дело в том, что технические новшества позволяют благотворителю не зазнаваться, не пиариться, воспринимать такую помощь не как благородный поступок, а как само собой разумеющееся. Ну, действительно – подумаешь, геройство, - 300 рублей в фонд, и тут же 300 – на мобильный телефон. Но доброе дело сделано – и это замечательно.

Важно помнить об этом: помогать можно как угодно, кому угодно и в чём угодно. Немножко помочь и пойти дальше, не задумываясь о том, больше ли твоё сострадание, чем твоё пожертвование. Потому что это всё равно лучше, чем ничего. И хвастаться маленьким делом тоже будет неловко. Так благие дела останутся, как им и положено, - в тайне.

Говорят, что надо «спешить делать добрые дела». А я считаю, дело не в спешке. Просто когда каждый из нас поймёт, что бы он мог и хотел сделать, он действительно принесёт кому-то пользу. А может быть, даже спасёт кого-то: человека, животное, здание или чью-то веру в добро.

Смотрите также: