Медведев заговорил Киеве словами Остапа Бендера

   
   

Как выяснилось, Дмитрий Медведев здесь уже бывал - аспирантом 20 лет назад - и в одном из местных «шкафов» у него есть даже свой «скелет».

- Мы после конференции, как бы аккуратнее сказать, отмечали окончание конференции в парткоме: - разоткровенничался Дмитрий Медведев. - Приятно к вам приехать ещё раз, уже в ином качестве. Это мой первый официальный визит, не буду скрывать долгожданный. Давно хотелось, но условия сложились только недавно. Вы понимаете, какие условия.

Речь шла, естественно, о главном условии - окончании работы Виктора Ющенко в качестве президента Украины. О том, что прошедшие пять лет были потеряны для отношений России и Украины, за эти два дня было сказано уже не один раз. Поэтому, заявив, что на первом месте теперь «экономика, экономика и ещё раз экономика», президент предложил сразу же перейти к вопросам.

Студент, представившийся Артёмом Никифоровым с факультета международного права, попросил Медведева всё же уточнить, что было утрачено и что подлежит восстановлению.

- Что утрачено? - переспросил президент, продолжая делать общение со студентами максимально неформальным. - Да почти всё, что было нажито непосильным трудом! Прежде всего - динамика. В нынешнем мире главное - фактор времени. А у нас за прошедшие 5 лет ничего не происходило.

Между тем, у Дмитрия Медведева поинтересовались, как он оценивает возможности России и Украины в сфере взаимного признания дипломов. Заметив, что на такие вопросы, как бывший преподаватель, он готов отвечать с удовольствием, президент заявил, что такой проблемы между двумя странами быть не должно.

   
   

- Я посмотрел справку, у вас большое количество преподавателей из разных стран. Это хорошо. Из России - ни одного, что плохо. Преподаватели должны ездить. Никакой Интернет не заменит живого общения между людьми. Надо друг к другу в гости ездить, в том числе и по образовательным программам. Отвечая на другие вопросы, Дмитрий Медведев заявил, что в высшем образовании Россия будет и дальше двигаться в рамках «болонского процесса» и не откажется от единого государственного экзамена. По словам президента, раньше на экзаменах был «лотерейный принцип, а ещё блат и коррупция», и таким как Михаил Ломоносов было уже не пробиться из своей деревни в университет.

Кто-то из студентов-юристов поинтересовался, как обстоят дела с судебной системой. Дмитрий Медведев начал ответ с того, что за двадцать лет было сделано много и «не надо говорить, что у нас самая захудалая система». Задававший вопрос студент ничего такого и не говорил. Впрочем, такой заход нужен был самому президенту, так как дальше он заговорил о проблемах. Сегодня, по его словам, не очень хорошо обстоит дело с отношением к суду и с местом с судебной системы в рамках политической системы, с тем как принимаются решения суда и как они исполняются. По словам Дмитрия Медведева, есть факты давления со стороны административной системы и подкупа со стороны бизнесменов. Для большей независимости в последние годы - к чему приложил руку сам Дмитрий Медведев, работая ещё главой администрации президента Путина - судьям значительно увеличили заработную плату. Сегодня она составляет около 3 тысяч долларов.

- Если судью поймали на неблаговидном поступке, он немедленно должен быть уволен, а если он совершил преступление, то должен сидеть в тюрьме, - подытожил разговор об ответственности судей Дмитрий Медведев.

Тем временем, у президента России поинтересовались, зачем Россия так держится за Черноморский флот в Севастополе.

- Для России это важный элемент системы безопасности. Мы давно этой базой пользуемся, и, мне кажется, она никому не мешает. Она поддерживает в Черноморском бассейне статус-кво.

По словам Дмитрия Медведева, изменение статус-кво с распадом организации Варшавского договора повлекло в Европе несколько войн.

- У нас с НАТО партнёрские отношения, но это военный блок. Нам не нравится, когда он придвигается к нашим границам, - пояснил Дмитрий Медведев, затронув отношения с северо-атлантическим альянсом.

Вернувшись к ситуации в Черноморском бассейне, президент рассказал, что и Россию, и, например, Турцию, «напрягает», когда в Чёрное море заходят суда других государств и «что-то демонстрируют». Видимо, речь шла о заходе американских военных кораблей сразу после конфликта в Грузии.

Намёк понял и один из студентов, который поинтересовался, во-первых, планирует ли Россия платить за базу в Севастополе, и, во-вторых, не будет ли это «элементом экспансии в разные страны»?

- Чьей экспансии? - переспросил президент, который, впрочем, не пытался сделать вид, что не понял. - Давайте прямо: не будет ли Россия использовать флот, чтобы нападать на другие страны? Не будет. Мы мирная страна.

- Есть ли гарантии? - настаивал студент.

- Как говорил Остап Бендер, гарантии может дать только страховой полис, - отшучивался президент, видимо, подыскивая слова для ответа по делу. - Настоящие гарантии - это система международных отношений, это наши обязательства внутри ООН, в соответствии с международными конвенциями. Поэтому этот вопрос из области схоластических. Будем ли мы нарушать международные конвенции, будем ли мы пренебрегать международным правом? Конечно, нет, потому что для нас это невыгодно. Россия - большая страна, у которой множество интересов. И если мы начинаем выпадать из международного сообщества: Мы же все взрослые люди, никто не хочет возвращения в советское прошлое: Во всяком случае, большая часть нашей страны этого не хочет.

Насчёт денег за базу в Севастополе президент заявил, что кроме обычной платы, в расчёты можно добавить и документ, подписанный в Харькове, который предполагает «передачу Украине эквивалента практически 40 млрд. долларов».

- Это гигантская сумма. Обычно такие базы стоят гораздо дешевле, американцы меньше платят, НАТО меньше платит. Но мы исходим из того, что это не просто обмен, а элемент нашей стратегической европейской стабильности и наших стратегических отношений с Украиной.

Спустя некоторое время разговор об отношениях продолжился на встрече президентов России и Украины с представителями деловых кругов двух стран.

 

Смотрите также: