Cчитается, что самый главный в компании, которой в этом году исполняется 85 лет, — её генеральный директор Валерий ОКУЛОВ. Но сам он убеждён, что главные — пассажиры. Окулов знает, о чём говорит: профессиональный штурман очень дорожит значком «За безаварийный налёт» и своей старой зачёткой с отметкой в 10 000 часов.
Влюблённые в небо
— Летчик — профессия мужественная и романтичная. Будучи гендиректором, вы тоже ощущаете это?
— Наша работа — самая интересная и ответственная, особый стиль жизни. Мы влюблены в небо, и это заразно. Если вы хоть раз ступили на стезю авиации, «соскочить» не сможете никогда.
— В наших авиакомпаниях — отличные пилоты и старые машины, и потому конкуренты с Запада нас теснят. Но ведь вы «снимаете с проката» Ту?
— Да, конкуренция на мировом рынке авиаперевозок только усиливается, компании активно «перегружаются» на новую технику. Победит тот, кто скорее это сделает. Новая техника расходует топлива меньше, чем старая, а значит, снижаются расходы на эксплуатацию. Ту-134 мы вывели ещё в прошлом году — 26 декабря он совершил заключительный полёт. На Ту-154 ещё полетаем, по крайней мере до 2010 года. Ведь это одна из основных «рабочих лошадок». А вот в покупках мы ориентируемся только на новые самолёты, со стапелей — и никогда не б/у. Говорить о том, что мы проигрываем по качеству машин, не имеет смысла: парк «Аэрофлота» — один из самых молодых в Европе. Российская лётная школа — одна из самых авторитетных. Мы готовили специалистов практически для всего мира, самую серьёзную ставку делали на сервис, на качество обслуживания. И инвестиции в новые самолёты, новый сервис приносят результаты уже сегодня. Мы явно выигрываем у большинства европейских компаний, а темп роста перевозок в 2–3 раза выше. В 2007 году мировая отрасль выросла на 5,5%, а мы — на 16,5%. И в основном это за счёт полётов внутри России, потому что для нас внутренний рынок важнее всего. Растёт деловая активность, людям стало нужно больше летать!
Свой рынок не сдадим
— НА «КРУГЛОМ столе» среди руководителей авиакомпаний в «АиФ» звучало опасение: западные авиакомпании будут совершать и рейсы между российскими городами, а наши авиаторы такой конкуренции не выдержат и просто погибнут…
— Свой рынок сдавать нельзя. Ни в коем случае! Но думаю, что угроза «иностранного вторжения» маловероятна — имеющийся механизм регулирования авиаперевозок такого не допускает. Но сегодня всем понятно, что мы вышли на явный дефицит «провозных мощностей»: в пиковые сезоны, летние и зимние каникулы, купить билет на самолёт в нужном направлении очень тяжело. А предложение далеко не всегда соответствует растущему спросу. А чтобы обеспечить его, надо обновлять и расширять флот. Вторая по важности проблема — подготовка лётного состава. Пилотов не хватает, и серьёзно. В своё время их готовили крайне мало — 80 человек в год. И это при том, что только нам нужны 150 пилотов в год! Чтобы решить эту проблему, набор и выпуск увеличили, а мы создаём «Лётную школу «Аэрофлота», где будем учить лётчиков не только для себя, но и для других компаний, и не только россиян.
— А «открытое небо» (бесплатный пролёт по Транссибирскому маршруту. — Ред.)?
— Взгляните на карту! Сама территория неба над Россией во много раз превышает территорию неба над Европой. Это два несопоставимых и неадекватных пространства. Наш транзитный ресурс -огромная ценность для российской экономики и транспортной системы. В отличие от сырья транзит не расходуется, а постоянно растёт! И сдать задарма иностранным перевозчикам естественный, Богом данный географический ресурс как минимум неразумно. Все перевозчики за аэронавигационное обслуживание платят. Везде. И мы — в том числе.
— То есть нам не надо строить в Сибири и на Дальнем Востоке хабы — транспортные авиаузлы, стыковочные пункты? Пусть просто летают над нами чужие самолёты, а государство стрижёт купоны?
— Хабы нужны не авиаперевозчикам — российским или иностранным, а пассажирам. Они позволяют организовать гораздо более удобные стыковки, когда вам не надо полдня дожидаться следующего рейса. Европейский стандарт — 45 минут. За это время успеваете пройти паспортный контроль, таможню, получить багаж и оформиться на следующий рейс.
— Москва — тоже хаб?
— И «Шереметьево», и «Домодедово»: Москва «пропускает» через себя более 60% потока российских пассажиров. Но это не всегда лучшая точка пересадки. Да, оптимально было бы создать хабы и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
— Сейчас «Домодедово» по объёмам перевозок на 1-м месте, а «Шереметьево» -только на 2-м. Когда планируете снова стать лидерами?
— Болевые точки «Шереметьево» — ограничения пропускной способности по терминалам — исчезнут вместе с появлением международного аэропорта «Шереметье-во-3». В начале марта 2009-го он увеличит «пропуск» на 10–12 млн. пассажиров.
— А к тому времени уже удастся «ловко подъехать» ко всем трём аэропортам «Шереметьево»?
— Уже скоро электричка с Савёловского вокзала будет подходить прямо к «Шереметьево-2», а оттуда соединяться эстакадой с «Ш-3». Но радикальное решение связано с двумя проектами. Первый -скоростная дорога Москва -Санкт-Петербург, проложенная с заходом в третий терминал, от которого до МКАД можно будет добраться за 10 минут. Второй — железнодорожное сообщение от Ленинградского вокзала до «Шереметьево». Тогда качество «добирания» в Москву и из Москвы будет совершенно иным.
Альянс с пассажирами
— «АЭРОФЛОТ» входит в глобальный авиаальянс Sky Team. Ожидаются ли в нём новые члены? Есть ли среди них российские компании?
— Sky Team вот уже три года занимает 1-е место по качеству обслуживания. Расширяться — собираемся, предложение о вступлении сделано ГТК «Россия» (бывш. «Пулково». — Ред.). А китайская China Southern стала в декабре нашим полноправным членом. Ведутся и другие переговоры. Но подход к претендентам очень привередливый. Наша работа в Sky Team дала нам серьёзные конкурентные преимущества: наш пассажир получает доступ к глобальной сети всех участников альянса. А это больше 729 точек по всему миру.
— Сегодня особенно актуальна тема социальной ответственности бизнеса. Кого вы поддерживаете ?
— Каждый год ко Дню Победы мы устраиваем бесплатные перелёты для участников Великой Отечественной войны — с 5-го по конец мая. И, несмотря на то что ветераны уже в возрасте, в прошлом году в этой акции приняли участие 3 тысячи человек! Мы предоставляем льготные перевозки для музыкальных коллективов, олимпийской сборной, наших выставок. Бесплатно, льготно у нас летят дети, которым необходимы лечение или операции за рубежом (не все болезни подвластны нашим медикам). Ещё один соцпроект — «Калининград-шаттл». С 2004 года он обеспечивает связь с Москвой по цене железнодорожных билетов. Мы «раскатали» этот маршрут, и теперь там 4 рейса в сутки. Но главная социальная ответственность — безопасность полётов. А когда растут перевозки, становится больше и рабочих мест. Зарплата нашего лётного состава не уступает зарплатам во многих зарубежных авиакомпаниях.
— Значит, и налогов вы должны платить немало?
— В прошлом году мы заплатили 10,3 миллиарда рублей. Это чуть больше 50% налогов, которые заплатила вся авиационная отрасль, включая аэропорты.
— Что вас тревожит, кроме нехватки кадров?
— Заградительные таможенные пошлины на самолёты иностранного производства. Они ставят нас в тяжёлое и неконкурентное положение по отношению к нашим западным коллегам. Ещё одна проблема — регулирование в отрасли. Мы серьёзно отстаём по принятию федеральных правил. Только год назад в России был законодательно оформлен электронный билет. Мы ввели его самые последние в мире, позже Украины, Узбекистана, Азербайджана, Белоруссии… Но эта технология развивается огромными темпами, и с 1 июня «бумажные билеты» будут отменены. Для пассажиров это чрезвычайно удобно: билет нельзя потерять, проще поменять даты, а оформить можно откуда угодно — из дома, с работы, из интернет-кафе, по телефону.
— Но стойки регистрации останутся?
— Останутся, и надеюсь, за ними вас будут встречать приветливые девушки!
Смотрите также:
- Нефть керосину не указ: авиационное топливо в РФ дешевле не станет →
- Олег Смирнов: Подрезанные крылья →
- Нелётная погода в доме →