В 22 года вчерашний выпускник филфака Калининградского университета бросил всё и уехал в поселковую школу (село Крылово в 100 км от Калининграда!) — учить детей. А три года назад Евгений стал самым юным победителем конкурса «Учитель года РФ» за всю его историю. Сегодня он ведёт русский язык, литературу, православную культуру, а по совместительству — философию в университете.
— Евгений, юный возраст не мешает устанавливать отношения с учениками?
— Обычно молодые учителя начинают бороться с тем, что к ним относятся как к ровесникам, конфликтовать, самоутверждаться. Я же делал противоположное: согласился с панибратским отношением, которое изначально было у школьников, проявил смирение вместо гордыни — и завоевал доверие не криком, а делом.
— Кстати, насчёт смирения и гордыни: как дети воспринимают недавно введённый урок православной культуры?
— Дети, в отличие от взрослых, воспринимают всё правильно: без недоверчивости и ожидания подвоха, без нагнетаний и истерик. Ни один из учеников не спросил: «А зачем это нам надо?!»
— Расхожее мнение: сегодняшние школьники катастрофически мало читают. Это так? — Вовсе нет. Изменяется не количество литературы, а сфера чтения — уже можно читать при помощи компьютеров и КПК, слушать аудиокниги. Звучащее слово будит воображение школьника намного эффективнее, чем написанное. Вспомните: в XIX веке люди собирались группами для того, чтобы послушать живое чтение, читали друг другу книги вслух. А вот кино и сериалы по книгам вроде «Войны и мира» в этом плане — наихудший вариант, ребёнок видит «картинку», но не вживается в неё.
— Литература из школьной программы сильно отличается от тех книг, которые волнуют детей в реальности. Почему бы не добавить в неё того же «Гарри Поттера»? — Любовь к уроку наверняка возросла бы в разы.
— Я практикую такие вещи. Только ввожу в программу не конвейерного «Гарри Поттера», который не способен привить морально-нравственные ценности ребёнку. Мы обсуждаем хорошую юношескую приключенческую и фантастическую литературу — от Жюля Верна и Марка Твена до Толкиена и Льюиса.
— В школьных коллективах сегодня — одни женщины…
— В нашей школе 18 учителей, и лишь 4 из них — мужчины. Моя зарплата 8–9 тыс. руб. в месяц. Кто решится на неё пожить? Хотя такое положение дел — громадная ошибка, все почему-то забыли, что школа — как семья. Посмотрите: если ребёнок воспитывается только женщиной, это обязательно наложит свой отпечаток.
— В сельских школах выживать на порядок труднее, чем в городских?
— Самая острая проблема — с сельскими малокомплектными школами (так называют те, где учатся до 200 детей). Современная реформа образования предполагает закрыть их и обучать учеников в школах, расположенных в райцентрах. Но это значит, что детей насильно выпихнут из села и они уже никогда не вернутся на землю по доброй воле.
Смотрите также:
- «Абсолютных истин не существует» Учитель года о том, чему стоит учить детей →
- Ольга Васильева: нами занимались больше, чем современными детьми →
- Учитель - «человек из обслуги»? →