Специалисты - искусствоведы, реставраторы, архитекторы - опасаются, что может повториться та же история, что и с «прихвати-зацией» промышленных предприятий в начале 90-х.
Шедевры не считаны?
Парадоксально, но российское культурное наследие, которое у всего мира вызывает зависть и восхищение, нашими властями воспринимается как обуза. Чиновники до сих пор не удосужились даже посчитать точное количество имеющихся в России памятников архитектуры. В докладе министра культуры А. Соколова значится цифра «около 90 тысяч». «А ведь у властей было достаточно времени, чтобы навести порядок в этом огромном хозяйстве, - говорит руководитель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Галина МАЛА-НИЧЕВА. - Федеральный закон об объектах культурного наследия - памятниках истории и культуры народов РФ - вышел ещё в 2002 году. Прошло пять лет, а власти имеют весьма приблизительное представление, что собираются передавать частным владельцам».
Государство оказалось самым плохим хозяином своих же богатств. По данным ВООПИиК, в хорошем состоянии сегодня находится лишь 15% памятников. Ещё 20% - в удовлетворительном. Остальные 65% если не лежат в руинах, то стремительно ими становятся. Конечно, что-то государство делает: привели в порядок знаменитый Дом Пашкова, скоро начнётся реставрация одного из лучших памятников конструктивизма - Дома-коммуны в Москве, построенного в 1929 г. Но это - капля в море. Тут-то и могли бы прийти на помощь желающие приобрести историческую реликвию в частную собственность.
На развалины желающих нет
«Мы не выступаем категорически против приватизации памятников вообще - мы хотим лишь, чтобы процесс этот прошёл цивилизованно, - объясняет реставратор, академик РАЕН Савва ЯМЩИКОВ. - Я буду только рад, если найдётся хозяин, к примеру, для усадьбы «Волышово» в Псковской области. В этом бывшем имении Строгановых ещё сохранилось поголовье лошадей знаменитой строгановской породы. Не лошади - балерины! Подняв этот конезавод, можно миллионы заработать. Но ты только приведи сначала в порядок дворец - это же XVIII век, ампир! У нас же все норовят хапнуть готовенькое. Поэтому в законе о приватизации прежде всего должен стоять пункт: в частную собственность отдавать те памятники, которые нуждаются в незамедлительном восстановлении ».
Однако бизнесмены, прикинув расходы, решают -овчинка выделки не стоит. Поговаривают, Олег Дерипаска хотел взяться за усадьбу «Ольгово» (бывшее имение графа Апраксина) в Московской области, чтобы превратить её в элитный спа-курорт. Подсчитали затраты на реставрацию... и отказались. Даже при ценах в несколько тысяч долларов за «отдых выходного дня» проект не окупился бы и за пять лет.
У закона о приватизации памятников архитектуры есть ещё одно «узкое место». «По существующему Гражданскому кодексу все права находятся у частного собственника. И если вдруг новый хозяин решит превратить особняк в современный офисный центр или установить посреди бальной залы джакузи, государство не сможет у него его отобрать. Даже разрушенный объект оно обязано выкупить. История с Брынцаловым уже стала хрестоматийной: он получил в собственность усадьбу, долго там ничего не делал. Усадьба ветшала. И государству стоило больших трудов отобрать её обратно в госсобственность. На сегодня закон о приватизации есть, а нормативной базы к нему нет, - говорит Галина Маланичева.
- Конечно, в России есть люди, готовые бережно относиться к истории и памятникам своей страны. Международный центр Рерихов отреставрировал на свои средства усадьбу Лопухиных, превратив её в музей. Новый владелец усадьбы «Знаменское-Раёк » в Тверской обл. г-н Новиков отреставрировал и сделал её культурным центром.
Но теперь владельцы этих и многих других усадеб, дворцов и т. п. могут оказаться у разбитого корыта. Эти объекты переданы им большей частью на правах долгосрочной аренды, и, чтобы заполучить их в собственность, они должны наравне с другими желающими участвовать в аукционах. А основная борьба развернётся как раз за те особняки, которые находятся в хорошем состоянии».
В Свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ указами Президента России занесены 64 наименования: Московский Кремль, Эрмитаж, Большой театр, Политехнический музей, Музей Шолохова в Вёшен-ской и пр. Всё остальное, в теории, можно выставлять на продажу. И вполне может получиться так, что, придя следующим летом в усадьбу «Поленово» или Квартиру Пушкина на Мойке, мы увидим там табличку «Частная собственность. Посторонним вход воспрещён». Эти и другие опасения должны быть срочно разрешены.
Комментарий
Александр РАБОТКЕВИЧ, начальник управления госохраны объектов культурного наследия Россвязьохран-культуры:
- Приватизация памятников архитектуры местного значения идёт уже не первый год, но за несколько лет через Министерство культуры, которое контролирует и согласовывает этот процесс, прошло не более 250 таких объектов.
Законодательный механизм ограничения собственника существует. И решение должно приниматься по каждому конкретному объекту индивидуально.
Задача же - сначала определить все вопросы по каждому объекту, а уж потом начинать приватизацию, - мне кажется не совсем правильной.
Тем более что принятый в октябре этого года закон внёс изменения в сроки возможного начала приватизации: юридически приватизация объектов культурного наследия федерального значения станет возможной после 1 марта 2008 г., а не с 1 января. И каждый выставленный на передачу объект будет всесторонне исследован, чтобы определить для нового собственника обременения (что он не сможет сделать с данным памятником. - Ред.).
Смотрите также:
- Раритет или рухлядь? Деньги частников спасут памятники от разрушений →
- Москва новая - идея старая. Как расширялись другие города? →
- Николай Зятьков: «Демократическая "кукурузина"» →