Казалось бы, от таких людей следовало ожидать постоянного большого спроса на православное религиозное просвещение, соизмеримого хотя бы с тем, что было в начале 90-х после краха советской империи. Однако на деле даже в Москве не более трех тысяч взрослых и детей ежегодно изучают основы православной веры. Для сравнения: одну общеобразовательную школу в «спальном» районе крупного города могут посещать до тысячи учеников. Средний вуз может обучать до десяти тысяч студентов.
Зачем нужно религиозное просвещение
Под религиозным православным просвещением я понимаю работу с теми людьми, кто так или иначе верит в Бога и имеет доверие к Православной церкви. Его цель — дать базовые знания о христианстве, помочь человеку соотнести свое мировоззрение, свою жизнь с Благой вестью о Христе, помочь сделать первые шаги в христианской жизни.
Думаю, что ответом на вопрос о смысле религиозного просвещения может послужить недоумение, вызванное неприятием такового просвещения. Я уверен, что быть образованным и культурным человеком и ничего не смыслить в основах православия невозможно. Так же, впрочем, как и не знать математику, литературу, географию и иностранный язык в пределах программы седьмого или восьмого классов. Современная жизнь настолько пропитана разного рода религиозностью, что не ориентироваться в ней соизмеримо с неумением отыскать на глобусе Италию или Канаду.
Я далек от мысли, что русский — значит православный. Мне не близко навязывание христианства на основании веры моих предков. Я говорю о другом: об адекватном компетентном подходе к той сфере жизни, что достаточно сильно пропитала собой нашу жизнь. Куда ни глянь — всюду религия, все вперемешку: астрологические прогнозы, реклама йоги, рецепты гаданий, выступления Патриарха, православные праздники, религиозные саммиты, старушки на улицах, раздающие «Сторожевую башню», молебны в честь вступления Президента в должность, популярные романы Дэна Брауна, религиозные мотивы в русской классической литературе, эпизоды истории России, неотъемлемо связанные с христианством, и т.д. и т.п. Неспособность ориентироваться в указанном с религиозной точки зрения, неспособность понять даже разницу между исламом и христианством постоянно приводят к нелепостям, похожим на случай, произошедший со студенткой энергетического вузаа. На вопрос о составе транзистора, она ответила: «Наверное... он из чугуна». Подобные недоумения в религиозной сфере, думаю, могут привести к куда более серьезным последствиям, чем «двойка» на экзамене.
Об участии в религиозных культах
И дело не только в том, что элементарная безграмотность, а порой и невежество многих перечеркивает их представления о собственной культурности и образованности. Подавляющее большинство наших сограждан так или иначе, принимают участие в «религиозном культе», хотя бы ставя свечку Николе Угоднику перед экзаменом или заказывая отпевание умершего. Я никак не могу понять, почему у людей нет желания понять, что и зачем они делают?
Я искренне не понимаю, почему и, главное, зачем Православие и другую религиозность воспринимают плоско и примитивно, как сегменты своеобразного рынка. Покупая в супермаркете швейную машинку, человек не хочет знать как электричество из розетки в конечном итоге заставляет двигаться иглу и челнок. Ему нужен результат. Точно так же миллионы россиян, участвуя в культе, не чувствуют необходимости разбираться в религиозности, они воспринимают религии как аналог нетрадиционной медицины, сферы обслуживания. В Православии перестали видеть даже мировоззренческую основу, не говоря об образе жизни. Оценка религий, в том числе нравственная, осмысление культов, понимание происходящего ушло из жизни.
Это, по моему мнению, приводит к тому, что многие готовы продать свою душу кому угодно, лишь бы получить результат. Поверхностное потребительское бездумное отношение к религиозности, причастность к религиозной практике вне ее осмысления могут быть очень пагубны для человека. Религия – не швейная машинка. Если кто-то участвует в религиозном культе, то понимание сути происходящего является обязательным условием действенности культа. Дело не в том, чтобы человек знал тонкости богослужения, а в том, что заказывая молебен, необходимо верить во Христа, знать и понимать, кто Он такой и чем отличается от Магомета и Будды, знать и понимать, что Сам Бог хочет от людей и что значит быть членом Церкви. Достигнуть такого понимания без религиозного просвещения невозможно.
О православном мировоззрении
Православие – это образ жизни человека, в основе которого лежит личная встреча с Богом. Однако формально оно предстает прежде всего как система жизненных ценностей, определяющих мировоззрение. Оформленное мировоззрение — это не что иное, как философия. Как ни подойди, а Православие — это религия мысли, религия критического анализа, религия размышлений и оценок. Будучи православным, невозможно плыть по течению и просто потреблять информацию; надо быть хоть чуть-чуть философом.
Это очень весомый аргумент в пользу религиозного православного просвещения, которое способно дать человеку некоторую философскую закваску. В наши дни весьма важно уметь смотреть на мир как бы со стороны, смотреть с непреходящих ценностных позиций. Слишком уж популярны стали различного рода манипуляции и обманы не только в экономической сфере, но и в политической, и в социальной, и в религиозной. Для христиан, в свою очередь, их вера помогает осмыслять жизнь в свете евангельского откровения.
Философии надо учиться, нужен труд. Трудны не истины и факты, а неизбежность их личного осмысления и осмысления своей собственной жизни. Весь смысл просвещения в том, чтобы открыть человеку, помочь ему понять то главное в христианстве, от чего он должен будет оттолкнуться и начать собственный путь.
Можно ли с православием познакомиться без сторонней помощи?
Кто-то может сказать, что и так вполне достаточно информации о православии, чтобы познакомиться с ним самому. Есть множество сайтов, книг, радио- и телепередач. Все это так, но нельзя забывать о двух вещах. Во-первых, христианство личностно. Оно обязательно предполагает разговор лицом к лицу. Не случайно Господь Иисус Христос не написал ни строчки. Узнавать о христианстве нужно не только из печатных свидетельств, но и из личного общения, из наблюдения за людьми. Не обязательно становиться христианином, но хоть раз услышать живых христиан, задать им вопросы, увидеть, хоть и мимолетно, их жизнь, думаю, важно для знакомства с религиозной традицией и понимания ее отличия от чего бы то ни было.
Во-вторых, важна системность обучения. Уже не раз говорилось, что Православие — сложное религиозно-культурное явление. Оно, являясь культурным обрамлением веры во Христа Спасителя, в своей истории прошло целые эпохи, впитало многое от разных культур и народов. Православие – это не только богословие, религиозная философия, но и живопись, и музыка, и литература, и история, и мистика. Разобраться в этом, понять, что тут главное, что второстепенное, как все это соотнести с нашим временем, с нашей личной жизнью – самому очень трудно.
Я уверен, что православные просветительские курсы или лектории жизненно необходимы. Смысл их, конечно, не в том, чтобы свысока, с позиции «носителей истины» поучать кого-то, а в том, чтобы дать возможность всем желающим узнать правду о Православии и православных христианах. Что человек будет делать с этой правдой — это его дело, его личный выбор. Понятно, что христианином нельзя стать по принуждению. Главное, что благодаря православному просвещению наши сограждане смогут более ответственно и свободно подойти к религиозной самоидентификации.
Все сказанное выше легло в основу просветительских молодежных курсов организованных Патриаршим центром духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре г. Москвы.
Смотрите также:
- Юрий Белановский: Великий пост: регламент или свобода верить? →
- Что может дать православие добровольческим движениям? →
- О православной педагогике →