Вячеслав Костиков: «В России не работают сигналы беды»

   
   

Это «Сказка о Золотом петушке». Она остаётся крайне поучительной и для новейших времён.

Как вы помните, в преддверии беды сказочный петушок взлетал на вершину царского терема и громко кричал: «Ку-ка-реку, беда идёт!» И душка-царь, превозмогая царственную лень, просыпался: пинал ногами обленившихся бояр, посылал в дозор сыновей, снаряжал войска. Худо-бедно, с русской развалочкой, но беду отводили.

Крик

«Сказка о Золотом петушке» вспоминается в связи с только что прошедшим в Москве Всемирным русским народным собором. На Соборе, по сути дела, тоже прокричал «Золотой петушок». Прокричал о беде самоубийственного народного пьянства. «Идёт деградация народа… Какой смысл бороться с кризисом и поднимать экономику, если не будет самого народа», - печаловался на Соборе патриарх Кирилл. Дай бог, чтобы на этот раз крик долетел до высочайших ушей, чтобы ужаснулся, оглянувшись на себя, и сам народ.

Но вот ведь в чём беда! Свойство новейших времён в том, что «золотые петушки» кричат о народных злосчастиях, а бояре то ли оглохли, то ли обленились, то ли не знают, что делать. Посудите сами: разве мы только теперь, из уст патриарха, услышали об этой напасти?

Разве врачи, общественные деятели, депутаты, деятели культуры не говорили об этом же и пять, и десять лет назад? Говорили, писали, публиковали убийственные данные (в стране 3 млн. алкоголиков). И что же? Покричит-покричит «Золотой петушок», повздыхают о народной судьбине новые, хорошо побритые бояре… А алкоголь как лился в России через край, так и льётся. Винные и прочие реки уже затекают в наши школы, перегаром попахивает в милицейских участках, от юношеского алкоголизма страдает армия, от пьяного зачатия рождаются тысячи будущих инвалидов. Семейные трагедии на почве пьянства обрекают на беспризорничество десятки тысяч наших детей.

И что же? Всякий раз, когда общество вздрогнет от страха и возмущения, в бой вступают водочные бароны и их лоббисты, оплаченные нашей же бедой. И… всегда побеждают. Вспомним, с какой яростью травили и высмеивали Горбачёва, инициировавшего антиалкогольную кампанию 1985 г. Сделали из него чуть ли не анекдотического антинародного дурачка. Да, были перегибы. Но та кампания спасла от могилы более миллиона человек, а смертность среди мужиков снизилась на 18%.

   
   

Цена глухоты

Есть опасение, что антиалкогольный набат, инициированный на этот раз Церковью, снова затихнет. И нам, наверное, следует задуматься над тем, почему же «золотые петушки», призванные будить в обществе здоровые силы и предотвращать народные беды, у нас в России кричат как бы в пустоту.

Дело не только в водочных и пивных лоббистах. Причина невосприимчивости власти (признаемся сами себе - и народа) к сигналам беды - в нашем нынешнем политическом устройстве. При отсутствии реальной оппозиции в обществе исчезают сенсорные механизмы, которые трансформировали бы сигналы неблагополучия в защитные действия власти и общества. Главные политические партии страны работают у нас не как инструмент анализа, контроля и исправления ошибок, а как глушители общественного недовольства.

Проблема усугубляется тем, что и так называемые оппозиционеры (как левые, так и правые) фактически впряжены во властную упряжку в качестве пристяжных. И хотя время от времени возмущённо трясут гривами, на самом деле скачут в том же направлении. В результате острые проблемы, мешающие развитию и улучшению качества народной жизни, либо замалчиваются, либо забалтываются.

Не утруждая себя поисками, можно взять с поверхности политического прилавка десяток проблем, о которых говорят годами, но которые так и не решаются. Проблема офшоров и бегства капиталов, стагнация малого бизнеса, сырьевая однобокость экономики, вопиющий разрыв между бедностью и богатством, продовольственная зависимость от импорта, утечка научных и инженерных кадров, дороги, коммуналка, непрозрачность власти, деградация милиции, беспризорничество, жилищное строительство…

Обо всём этом и о многом другом знают эксперты, об этом многие годы говорят честные политики и депутаты. Но «Золотого петушка» не слышит ни власть за элитными заборами, ни народ за покосившимися плетнями. Ну что ж, похоже, придётся по российской традиции ждать, когда жареный петух снова клюнет нас в ж…

Смотрите также: