На краю большого обрыва в спальном районе Перми на улице Гашкова расположились сразу несколько высотных многоэтажек. Самую крайнюю из них, которая, кажется, вот-вот сползёт в пропасть, местные жители называют «Титаником». К счастью, люди здесь давно не живут.
Про дом на Гашкова знает каждый житель города. Он изначально был возведён с нарушениями в 1998 году. Рабочие построили его на самом краю неукреплённого откоса, не учтя всех особенностей грунта. В результате фундамент подмыли подземные речки, а часть многоэтажки наклонилась в сторону лога.
Ещё более серьёзные проблемы появились позже, когда в здании затопило подвал, а по стенам пошли трещины. Дом буквально начал сползать в глубокий овраг. Опорная дамба не помогла — она была размыта стоками из канализации. Чиновники решили не медлить и расселить все 66 семей злополучного дома.
Последние жильцы покинули свои квартиры в 2010 году по решению суда. Несмотря на опасность для жизни, пермяки не хотели уезжать, не получив компенсацию или квадратные метры, равнозначные их собственности. Поэтому многие квартиры в доме до сих пор зарегистрированы как частная собственность.
Деньги на экспертизу
Казалось, о многоэтажке забыли... Но, спустя 7 лет после окончательного расселения, пермские власти заявили о возможности перевода дома в манёвренный жилой фонд. Это значит, что после капитального ремонта здесь могут вновь поселиться люди. Квартиры им предоставят по договору соцнайма с администрацией: сюда планируется заселять людей, нуждающихся во временном жилье.
На разработку проектно-сметной документации и инструментальное обследование строительных конструкций уже ушли 6 млн рублей. По предварительной оценке, на восстановление дома потребуется ещё порядка 120 млн рублей.
И буквально месяц назад депутаты пермской гордумы приняли решение о снятии с дома на Гашкова статуса аварийного. Дело осталось за «малым» — найти средства на капитальный ремонт. Согласно экспертизе, эксплуатация дома возможна после его основательной реконструкции. Начать работы планируется уже в 2017 году, а закончить — в 2018.
Но пермяки убеждены — даже после капитального ремонта жить в доме опасно. «Вы только посмотрите на эту Припять! Этот дом надо снести, а овраг укрепить», — говорят местные жители.
Заброшенный и забытый
Действительно, расселённый «Титаник» находится в удручающем состоянии. Стены изрисованы граффити, повсюду разбросан мусор — разбитые пивные бутылки, разорванные пакеты и остатки строительного материала, гниющего на солнце. Да и сам дом всё также продолжает потихоньку сползать в овраг...
На дверях и подъездах висят замки. Почти все окна выбиты. Опытные сталкеры и любители экстремальных приключений без проблем знают, как попасть внутрь. Для них этот дом считается одним из самых популярных в городе заброшенных мест для групповых посещений.
«Внутри, действительно, небезопасно. Иногда там могут обитать маргинальные личности — бомжи, наркоманы, преступники. В доме срезаны счётчики, проводка — всё ценное разобрали в первый год после выселения. Где-то осталась мебель, какие-то бытовые предметы», — на условиях анонимности АиФ.ru рассказал один из руферов.
«Беда Перми»
Заслуженный строитель России, бывший главный инженер управления капитального строительства Пермского горисполкома Михаил Плеханов лично участвовал в первых осмотрах дома на Гашкова. По его мнению, сами жильцы, фактически являвшиеся заказчиками строительства, виноваты, что дом находится на склоне. При проектировании они настояли, чтобы многоэтажку отодвинули ближе к оврагу на 15 метров из-за пролегающего рядом канализационного коллектора.
«Беда Перми — огромное количество оврагов в городе, в том числе засыпанных в 30-ые годы. На их местах построили дома, в результате чего и происходят подобные инциденты. Просто нужно внимательнее подходить к возведению дома, учитывая все особенности климата и почвы», — считает инженер.
Один из сотни
Всего в Перми существуют больше сотни домов, расположенных в «сложных инженерно-геологических условиях», то есть на склонах и оврагах. В большинстве случаев в зданиях трескается фасад, стены, деформируется фундамент. Однако почему именно на этот дом власти готовы потратить деньги, отремонтировать его и сделать вновь жилым — загадка.
Надежда Баглей — организатор проекта «Природа Перми» считает, что заключение на строительство «Титаника», как и решение с застройкой пермских долин рек, являются крайне неэффективными методами благоустройства и наносят вред городу.
«Перед чиновниками стоит выбор между двумя плохими вариантами — потратить деньги на ремонт или потратить деньги на снос. И всё это за счёт налогоплательщиков», — возмущается активистка.
Надежда Баглей вместе с общественниками организовала в одном из районов города, прямо в овраге, зону отдыха — «Сад соловьёв». Сегодня, по её словам, саду грозит судьба быть застроенным домами на склонах, подобным тем, что расположились на Гашкова.
«Овраг увеличивается»
Пока чиновники решают участь аварийного дома, пермяки, живущие по соседству с ним, боятся повторения ситуации десятилетней давности и в своих домах. Как рассказывают местные жители, каждый год обильные дожди ежегодно подмывают грунты, а сильный ветер сносит деревья в пропасть.
«Нам кажется, что овраг с каждым годом увеличивается. Обращались в администрацию — говорят, овраг засыплют. Ждём, — рассказывает одна из местных жительниц. — Иногда даже чудится, что скоро здесь всё рухнет окончательно в бездну».
Смотрите также:
- Тоннельный синдром: дорожный долгострой на Соколе угрожает жилым домам →
- Кандидаты на обрушение. Как пермяки выживают в полуразрушенных бараках →
- Отложенный снос. Как добиться расселения аварийного дома →