Как заставить управляющую компанию работать?

Сразу пять многоквартирных домов микрорайона «В» в городе Пущине наконец признаны аварийными и подлежащими сносу. Это значит, что люди получили долгожданную возможность переселиться в безопасное и комфортное жильё.

   
   

Как добиться расселения?

Жители Пущина добивались признания домов аварийными более 25 лет, но безрезультатно. А после вмешательства подмосковного контрольного ведомст­ва результат появился. 

«Если инспектор, выходя на проверку, фиксирует, что недостаточно провести текущие работы, дом требует капитального ремонта или расселения, наша задача - не ограничиваясь предписаниями и штрафами, добиться необходимого для граждан решения, довести дело до логического конца», - считает Александр Коган, руководитель Главного управления «Государст­венная жилищная инспекция Московской области».

 

​Пущино - далеко не единичный пример реальной помощи жителям Подмосковья со стороны инспекции. Сейчас она серьёзно усиливается по прямому поручению Андрея Воробьёва, главы региона, который не раз говорил, что решение проблем ЖКХ и защита прав граждан на качественные услуги - приоритет областного правительства. 

Итак, масштабная реорганизация жилищной инспекции в области идёт полным ходом - увеличивается число инспекторов и усиливается техническая оснащённость. Недавно её возглавил молодой и энергичный руководитель.

Инспекторы идут к вам

Функции областной Госжил­инспекции официально формулируются так: «Предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности». Но за официозными словами, как считают в самой инспекции, - защита прав и интересов всех жителей Подмосковья, решение проблем каждого конкретного человека. 

   
   

Известно, что состояние квартир - это забота собственников. Своё жилище владельцы, как правило, содержат в порядке. А вот там, где начинается общее имущество, и возникают проблемы. Залитые подвалы, обшарпанные подъезды, разбитые окна, холодные батареи… 

Справка
С начала 2013 г. в подмосковную жилинспекцию поступило более 36 тыс. обращений. Возбуждено и рассмотрено более 5 тыс. админист­ративных дел, сумма наложенных штрафов превысила 100,5 млн рублей. К административной ответст­венности привлечено 550 управляющих компаний.

Повседневная разруха мало кого удивляет, хотя её в принципе не должно быть. По словам Александра Когана, управляющие компании (УК) - это подрядчики, которых жители нанимают. И если качество работы не устраивает - подрядчика надо менять. 

«Если собственники квартир хотят сменить управляющую компанию, то инспекция будет их поддерживать, - обещает он и подтверждает слова цифрами: - Только за нынешний год суды Подмосковья по нашим заявлениям признали законным отстранение от деятельности 12 управляющих компаний».

По каждому обращению жителей о ненадлежащем содержании жилья или предоставлении коммунальных услуг проводится проверка: инспекторы проверяют изложенные факты и при необходимости дают предписания об устранении нарушений - рекомендации, которые УК должны исполнить в отведённый срок. Если этого не происходит, следуют штрафы. 

Но они, как подчёркивает руководитель жилищной инспекции, никоим образом не отменяют необходимости проведения ремонта или других работ, определённых инспекторами. На тот случай, если и рублём пронять не удаётся, у представителей госконтроля есть серьёзные полномочия.

«Инспекция обращается в суд и таким образом понуждает управляющую компанию выполнять свои обязанности перед гражданами вплоть до привлечения судебных приставов, отстранения организации от управления многоквартирным домом и дисквалификации руководителя», - разъясняет Коган.

Так, 9 декабря инспекция направила в мировой суд Королёва заявления о понуждении местной УК к исполнению ранее выданных ей предписаний на проведение ремонта в домах по ул. Советской и Учительской. А в Сергиевом Посаде решением мирового судьи на год был дисквалифицирован генеральный директор одной из управляющих компаний.

«Самый распространённый аргумент управляющих компаний, не исполняющих наши предписания: «Денег нет». Но это не довод, - уверен глава инспекции. - И не надо говорить, что жилой фонд старый, ветхий! Сейчас в области реализуются губернаторские программы капремонта, развития и модернизации ЖКХ, переселения граждан из аварийного жилья. Механизмов для решения этих проблем достаточно, всё зависит от гражданской позиции и активности местной власти».

Жилищную помощь в Подмосковье уже можно назвать скорой, поскольку теперь она приблизилась к жителям области: в инспекции созданы дополнительные территориальные отделы и увеличена численность инспекторов, открыты… социальные сети, где каждый может сообщить о своей беде. 

По приборам

«После обращения управляющая компания за две недели сделала нам столько, сколько не делала за предыдущие пять лет», - рассказывает Тамара Звездина, жительница дома 4 по ул. Туполева в Жуковском. 

Там по предписанию инспекции УК повесила замки на электрощиты и двери на чердак, произвела теплоизоляцию труб в подвале, ремонтирует выщербленные полы и сломанные перила в подъездах. 

«Подвал вычистили, подъезды белят-красят, - говорит Тамара Михайловна, - освещение при входах в подъезды не просто восстановили, а сделали «умным»: поставили датчики, которые утром выключают свет и включают, когда темнеет на улице. Но самое главное - благодаря вмешательству инспекции нам уже пересчитали размер платы за свет в местах общего пользования. Если раньше набегало в месяц от 180 до 500 рублей, то в ноябре я заплатила всего 39 рублей».

Дальше - больше. Скоро в арсенале инспекторов появятся инструментальные способы оценки работы управляющих компаний. 

«Мобильные лаборатории будут оснащены приборами контроля теплопотерь зданий, утечек газа, качества воды и её давления в инженерных сетях», - рассказывает Александр Коган.

И тогда, конечно, представители УК в судах уже не смогут оспаривать заведомо ненадлежащее качество предоставляемых коммунальных услуг.

Советы важнее всего

Наверное, все мы недовольны тем, как управляющие компании обслуживают наши дома. Но часто поворчим-поворчим да и затихнем. Кто-то не верит, что можно проблему решить, да и писать жалобы большинство из нас не любит. Есть ли ещё механизмы защиты прав граждан в сфере ЖКХ?

А. Харитонов, Химки

Жилищный кодекс дал жильцам новый механизм - совет многоквартирного дома. Это своего рода профсоюз жителей вашего дома, ваши доверенные лица, которых обязаны слушать и управляющие компании, и местные власти. Создаётся совет на один дом, там, где нет ТСЖ или кооператива.

Совет представляет интересы всех собственников дома и позволяет сделать прозрачной деятельность управляющей компании. Это глаза и руки всех собственников: там, где раньше приходилось биться в одиночку, теперь может действовать совет. Именно он участвует в определении сроков и объёмов ремонта, принимает сами работы, контролируя их качество. Может добиться перерасчёта коммунальных платежей для всего дома и заставить управляющую компанию объяснить, куда и как расходуются деньги жителей.

«Совет нашего дома работает с мая этого года, - рассказывает Яна Ганеева, член совета дома 1 по ул. Чернышевского в Химках. - И уже удалось (с помощью прокуратуры) вернуть незаконно удержанную плату за капитальный ремонт. К бывшей управляющей компании была масса нареканий, и от неё мы избавились. Новая работает с декабря. Теперь главная задача - получить полный перерасчёт. С нас взыскивали платежи за текущий ремонт, хотя никаких работ не проводилось. В платёжках значились услуги, в которых мы не нуждались и которые не оказывались, в частности обслуживание электроплит. У нас огромная переплата за отопление: счета выставляли по нормативу, хотя работали счётчики. Все эти вопросы будем решать в судебном порядке».

По словам активистки, создание совета многоквартирного дома - дело крайне важное и нужное. Конечно, на подготовку понадобилось определённое время, но жителям удалось договориться и объединиться, даже несмотря на то что дом немаленький - более 400 квартир.

Смотрите также: