«Как сделать так, чтобы жалобы воспринимались позитивно?» - спросили участников форсайт-дебатов (от foresight - «взгляд в будущее»), где обсуждалась разработанная в правительстве система оценки работы управ.
«Никак, - был ответ. - Жалобы никогда не воспринимаются позитивно».
Обратная связь
Каким? В поисках более подходящего назывались «предложение», «обращение». Однако, так или иначе, от «жалобы» трудно уйти. Но главное - не сама по себе жалоба, а реакция на неё. Если управа оперативно реагирует на сигнал и решает проблему, то это уже не жалоба, а обратная связь между жителями и исполнительным органом власти первого звена.
Именно на основании обратной связи и будет в основном оцениваться работа управ. В основе системы оценки, которая предлагалась к обсуждению участникам дебатов, - мониторинг интернет-пространства, опросы жителей, а также результаты обследований территорий, проводимых отраслевыми органами власти.
И оперативная реакция на жалобы жителей, устранение нарушений и решение проблем, в них изложенных, будет существенно влиять на количество баллов, которые по итогам года заработает управа.
Поэтому, если хотите быть услышанными, жалуйтесь! Только не устно, выливая свой гнев по телефону первому попавшемуся чиновнику, а письменно, главе управы, регистрируя свою жалобу, или через Интернет. Тогда у управы появится стимул как можно быстрее устранить недостатки.
Каждая управа может стать лучшей
Принятое правительством Положение об управе определило перечень конкретных, чётких и понятных полномочий. Эти полномочия и стали «предметами», по которым будут теперь выставляться оценки столичным управам.
Разработчики этой системы постарались освободить её от субъективизма, право на который оставлено только жителям.
Хорошо это или плохо?
Если, к примеру, люди будут недовольны врачами поликлиники, учителями в школе или отсутствием патрулей ППС, они, конечно, дадут в опросах негативную оценку ситуации в районе. А управа-то здесь ни при чём - эти сферы теперь не относятся к числу её полномочий.
Люди сильнее цифр
Но оказалось, что авторы методики заложили в неё 10%, в пределах которых специальная комиссия может добавлять очки управам - с учётом специфических особенностей каждого района.
Во-вторых, как заметил Владимир Говердовский, префект СЗАО, «цифры нарисуют мгновенно и тут же начнут работать на них». «В Москве все люди грамотные, - добавила Виктория Петрова, зам. генерального директора компании «Базовый элемент». - Как перехитрить цифры, разберутся быстро». А Станислав Шекшня вспомнил министра обороны США Роберта Макнамару. Во время вьетнамской войны он потребовал от военных найти показатель, который демонстрировал бы обществу успехи американской армии. Нашли: количество убитых солдат противника. И через два года количество убитых, по официальной статистике, превзошло количество всех воевавших с вьетнамской стороны. «Люди всегда сильнее показателей», - заключил он.
И всё же без цифр и рейтингов нельзя. «Если будем оценивать и не составлять рейтинг, то сам смысл оценки уходит», - убеждена Елена Шинкарук.
Эффективность или результативность?
Как определить состав такого совета? Достаточно просто, если привлечь «организованных жителей». «Члены партий,
Результативность работы - именно к такому определению пришли в итоге участники дебатов, хотя в начале дискуссии использовалось другое слово - «эффективность». Ну что ж, так, наверное, правильнее, поскольку все мы ждём от власти не эфемерной «эффективности», а конкретных результатов, которые можно видеть и осязать.
- У нас в городе заработала новая система отбора глав управ. Сформирован кадровый резерв. И за последние два с половиной месяца 42% глав управ были назначены на свои должности из резерва. Следующий шаг - система оценки работы управ.
Два года назад, когда я только начинала работать, на вопрос «что полезного вы сделали для города?» главы управ отвечали: «У меня нет просроченных бумаг». И вот мы разработали систему, благодаря которой бумаги перестанут быть критерием оценки.
Эта методика уже внедряется. Но мы хотим выслушать общественность - именно поэтому проводим форсайт-дебаты, обсуждения в иных форматах. И на основании высказанных мнений и идей внесём в неё коррективы, чтобы сама она не вызывала сомнений в своей объективности.
«Предметы» для оценок
Благоустройство
■ состояние скольких дворов на территории района вызвало жалобы жителей и замечания контрольных органов
■ сроки выполнения запланированных работ
■ сроки и качество устранения нарушений
Торговля
■ законность объектов торговли: размещение в разрешённых местах, соответствие утверждённой специализации
■ устранение нарушений: демонтаж, приведение в соответствие со специализацией
Содержание домов
■ количество жалоб жителей и замечаний контролирующих органов по содержанию жилого фонда
■ сроки и качество устранения нарушений
■ соблюдение сроков и качество работ по подготовке к зиме
Незаконное строительство
■ количество выявленных объектов, особенно на ранней стадии
■ остановка строительства
Взаимодействие с органами местного самоуправления и населением
■ согласования с депутатами перечней (домов для капремонта, дворов для благоустройства и т. д.)
■ количество встреч с жителями
■ удовлетворение жителей деятельностью управы
Фото Алексея Витвицкого, Эдуарда Кудрявицкого
Смотрите также:
- Мы идём своим путём: муниципальные депутаты изменят режим работы →
- Нужно ли сносить поселок «Речник»? ЗА и ПРОТИВ →
- «Дурят народ!» →