Американский историк Ричард Пайпс, посвятивший много лет изучению России, уверен, что одно из главных отличий нашей страны в том, что на протяжении веков у нас была слабо развита частная собственность.
«АиФ» поговорил с учёным о новых русских собственниках и о том, в каких областях экономики государство должно сохранять контроль.
Люди с чутьём
«АиФ.ru»: - Россияне разочарованы результатами приватизации 90-х гг. Как вы считаете, что тогда было сделано неверно?
Р.П.: - Я думаю, что приватизацию в России в начале 1990-х провели слишком поспешно. Поэтому и получилось так, что мизерная составляющая общества, люди, имевшие чутьё в сфере бизнеса, получили значительную часть собственности.
«АиФ.ru»: - Теперь эти люди, руководствуясь своим деловым чутьём, активно выводят деньги из России. Можно ли этому помешать?
Р.П.: - Причина того, что они не стремятся вкладывать свой капитал в России, в слабости законодательной системы и в отсутствии уважения к собственности. Чтобы стимулировать владельцев капитала инвестировать деньги, правительство должно с большим уважением относиться к нормам закона и никогда, ни при каких условиях не позволять своим политическим интересам влиять на исполнение закона.
Досье | |
---|---|
Ричард Пайпс родился в 1923 г. в Польше, живёт в США. Доктор исторических наук, почётный профессор Гарвардского университета, автор книг «Россия при старом режиме», «Три «почему» русской революции» и др. |
«АиФ.ru»: - Около 40% российской экономики находится под контролем государства. Многие считают, что неплохо бы этот контроль даже усилить - например, сдерживать тарифы на коммунальные услуги, цены на бензин. В каких сферах экономики должна чувствоваться крепкая рука власти?
Р.П.: - Очевидно, что ни в одной стране правительство не может быть полностью удалено из экономической жизни: такого нигде не бывает, даже в США. Власти должны регулировать торговлю и финансовые транзакции, транспорт и коммунальные услуги. Думаю, России в этом вопросе нужно взять пример с развитых стран со свободной экономикой.
Китайский Ходорковский?
«АиФ.ru»: - Россия вступила в ВТО. В результате, как недавно признал президент Владимир Путин, некоторые промышленные предприятия в нашей стране могут закрыться. Может, зря мы вступили в эту организацию?
Р.П.: - Думаю, что президент Путин прав. Россия безусловно выиграет от членства в ВТО, но конкуренция с западными производителями действительно может привести к банкротству некоторых производителей.
«АиФ.ru»: - По вашему мнению, как Китаю удалось встать в ряд лидирующих экономических держав? И почему Россия, несмотря на похожие исторические и политические условия, не повторила этот опыт?
Р.П.: - Ещё во времена царской России иностранные путешественники часто с удивлением замечали, что русские крестьяне, из которых тогда состояло четыре пятых населения вашей страны, были способны выдержать сильнейшее напряжение, но только в течение короткого времени. А после этого они предпочитали ничего не делать. Такую особенность объясняли коротким сельскохозяйственным сезоном. Я думаю, эта привычка сохранилась и в индустриальном обществе. А китайцы, напротив, способны к регулярной работе. Вот одна из возможных причин. Вторая заключается в том, что в России политика доминирует над экономикой. Мне не приходилось слышать о том, чтобы в Китае происходили события, подобные делу Михаила Ходорковского. Не припомню и примеров того, чтобы из этой страны бежали миллиардеры - в поисках более безопасного места.
«АиФ.ru»: - Вы много лет изучали историю России и СССР. Каков ваш совет: где нашей стране искать опору для дальнейшего роста?
Р.П.: - Россияне получат массу преимуществ, когда осознают: ни одна страна в мире не имеет по отношению к вам агрессивных намерений. Вместо внешней и военной политики вам нужно заняться внутренними проблемами. И, главное, установить верховенство закона. Это поможет избавиться от губительного наследия прошлого.
Смотрите также:
- Александр Аузан: утечка мозгов из России - главный показатель их качества →
- Александр Аузан: Мы станем страной менеджеров и гастарбайтеров →
- Руслан Гринберг: Из кризиса мир может вытащить только Россия →