Наталья Кожина, АиФ.ru: Алексей Анатольевич, как вы думаете, можно ли всерьёз говорить о выходе Великобритании из ЕС?
Алексей Мартынов: Можно всерьёз говорить о том, что Великобритания привержена решению подобных вопросов через референдум. Вспомните, в прошлом году, несмотря на серьёзное противодействие со стороны правящей партии, референдум о самоопределении Шотландии всё же состоялся. В итоге, невзирая на большие риски отделения, она осталась в составе Соединённого Королевства. В этом смысле можно только приветствовать подобные решения британского парламента, поскольку важнейшие для людей вопросы выносятся на референдум.
Какие могут быть результаты, мы увидим в ближайшее время. Безусловно, многое зависит от активной работы правительства. Несмотря на то, что вновь выбранный премьер-министр уже пригрозил членам правительства, выступающим за референдум, чуть ли не увольнением, тем не менее я опять хочу обратиться к примеру шотландского референдума. С одной стороны, им позволили провести этот референдум (они имели на него право), а с другой — и правительство, и правящая партия предприняли усилия для того, чтобы уговорить шотландцев остаться в составе Королевства. Это была серьёзная кампания с участием первых лиц, министров и не только рекламная, были предприняты определённые действия, уступки, компромиссы и послабления.
Если премьер-министр так переживает по данному вопросу, очевидно, что ему придётся потрудиться, постараться убедить подданных Британии в том, чтобы остаться в ЕС, а не выходить из него.
— Какие основные разногласия есть между Евросоюзом и Великобританией?
— Если Великобритания всё же выйдет из Евросоюза, как это повлияет на него?
— Конечно, ничего катастрофического не случится. Но надо понимать, что всегда, когда кто-то выходит из международной организации, а в данном случае государственного союза, — это бьёт по имиджу. Кроме того, мы знаем, что пример заразителен: если можно Британии, то можно и всем остальным, тем более что сейчас есть очень много недовольных политикой ЕС стран. С одной стороны, конечно, участие в Евросоюзе гарантирует «бесплатную миску супа», и с голоду там не дадут умереть, но с другой — не дают и развиваться, поэтому многие недовольны.
— Ряд экспертов предрекает распад самого ЕС. Как вы относитесь к таким прогнозам?
— Я считаю, что чем дальше ЕС будет стараться стать политическим союзом, тем быстрее он придёт к своему распаду. Чем дольше Евросоюз сможет оставаться союзом экономическим, тем дольше проживёт. Но, к сожалению, первая тенденция развивается гораздо динамичнее, отсюда и возникает евроскептицизм, желание многих европейских народов и государств вернуть себе ту часть суверенитета, которую они делегировали в Брюссель.