Боевые действия, которые ведут части ВСУ, зачастую объясняются не столько стратегическими и тактическими задачами, сколько соображениями политического характера.
«Политика, Владимир Зенонович... Да и оружие нам нужно получить»
В 1970 году на советские телеэкраны вышел многосерийный фильм «Адъютант его превосходительства». Картина стала культовой, в том числе и потому, что авторы не стали поголовно рисовать противостоящих красным белогвардейцев дураками, садистами и негодяями. Генерал Владимир Зенонович Ковалевский, сыгранный Владиславом Стржельчиком, оказался куда интеллигентнее и умнее, нежели его прототип — командующий Добровольческой армией Владимир Май-Маевский.
В картине показан весьма интересный диалог между Ковалевским и начальником контрразведки полковником Щукиным:
«— Наступать не тогда, когда наступление подготовлено и созрело, а к обеденному столу!Даже если мы ухлопаем несколько тысяч солдат! — Политика, Владимир Зенонович... — Политика! — Да и оружие нам нужно получить. — Вот мы всё время и жертвуем стратегией для политики!»
Этот диалог является отражением реального положения дел, сложившегося у Белой армии. Катастрофическая зависимость от иностранной поддержки стала одной из причин краха белогвардейцев в Гражданской войне.
С оглядкой на спонсоров
Ровно та же картина наблюдается сейчас у киевского режима. Владимир Зеленский в интервью телекомпании PBS о военной поддержке США и стран Запада заключил: «Я могу сказать вам откровенно, что без этой поддержки у нас не будет шансов на победу».
Собственно, даже военные западные эксперты выражают крайний скепсис относительно перспектив ВСУ и в случае продолжения поддержки. Многие считают, что это лишь затянет дорогу к неизбежному краху.
Осенью 2022 года, которая была удачной для украинской армии, Зеленский заявлял: «Я убежден, что поставки иностранного оружия в Украину сократились бы, если бы Киев не начал контрнаступление. Я думаю, что это очень важный шаг, который повлиял или будет влиять на решения некоторых других стран».
В 2023 году, однако, все сложилось не так, как рассчитывали киевские политики и их иностранные спонсоры. Широко разрекламированный «контрнаступ» провалился, однако Зеленский признал это на несколько месяцев позже, чем бывший главком ВСУ Залужный. Объяснялось это соображениями политического характера — в Киеве не без оснований боялись, что провал наступления вызовет разочарование у тех, кто планировал руками Украины «разгромить Россию».
Ключи от Часова Яра
В 2024 году ничего принципиально не изменилось. В действиях ВСУ соображения политического порядка берут верх над чисто военными.
Например, в интервью западным СМИ Зеленский сулит новое наступление ВСУ — разумеется, в случае утверждения финансирования и новых военных поставок. Одновременно перед новым главкомом ВСУ Сырским поставлена задача любой ценой удержать Часов Яр до середины июня.
Часов Яр действительно имеет важное значение для обороны ВСУ в Донбассе, и его освобождение российскими войсками может открыть им дорогу в направлении Славянска и Краматорска. Однако команду Зеленского волнует не столько перспектива сдачи города, сколько ее сроки. Как известно, в период СВО глава Киевского режима последовательно обещал не сдавать Мариуполь, Артемовск, Авдеевку и другие населенные пункты. Со временем эти обещания просто переносились на другие территории.
Главком ВСУ Сырский заявляет, что российская армия собирается взять Часов Яр к 9 Мая, но совершенно непонятно, откуда он берет эти сроки. Выглядит это как попытка объявить успехом оборону дольше сроков, которые сам же и выдумал.
Но Зеленскому нужно удержание Часова Яра как минимум до второй половины июня.
Во имя «формулы мира»
15-16 июня на курорте Бюргеншток в Швейцарии должна состояться «мирная конференция по Украине», на которую делают ставку как западные державы, так и сам Зеленский.
Организаторы рассчитывают утвердить украинскую «формулу мира». Если вкратце, то это десять пунктов, среди которых вывод войск России к границам 1991 года, выплата репараций и много чего еще интересного, но совершенно нереалистичного.
И, главное, — в конференции не будет участвовать Россия.
Кажется, устроители швейцарского съезда пребывают в реальности, в которой украинский «контрнаступ» достиг своих целей, что и позволяет Киеву и странам Запада диктовать свои условия Москве. Суть нынешнего замысла такова: собрать 80-100 стран, которые подпишутся под «формулой мира», что впоследствии позволит выставить ее как ультиматум Москве.
После — хоть потоп
В этом плане есть сразу несколько «но». Например, если план не поддержит Китай и целый ряд других крупных игроков, имеющих свое представление о разрешении кризиса, ценность остальных подписей снизится до минимума. Во-вторых, Россия, проигнорировавшая все ультиматумы и угрозы ранее, не примет и этот. И что останется подписантам? Вернуться к идее разгрома России на поле боя? Но, как мы знаем, с этим не задалось.
Но Зеленский видит конференцию в Швейцарии как некую «последнюю гастроль», которая должна изменить все в его пользу. А для этого, по мнению главы киевского режима, должен быть соответствующий антураж. В который никак не вписывается потеря Часова Яра. Так что главкому ВСУ Сырскому приказано обеспечить сохранение контроля над Часовым Яром к швейцарскому «обеденному столу» любой ценой. Сырский охотно выполняет подобные приказы, чем он и приятен Зеленскому.
Что будет потом, Киев не очень интересует, как и цена такого плана. Зеленский заинтересован только в одном — чтобы его персональное шоу еще немного продлилось.