Психопат, ЦРУ или сладкие фрукты? Малайзия ищет разгадку пропажи «Боинга»

На днях экс-премьер Малайзии Махатхир Мохамад вновь заявил в интервью о поддержке своей версии относительно рейса МН370 Malaysia Airlines: как общеизвестно, авиалайнер «испарился» с радаров вскоре после взлёта 8 марта 2014 г. 92-летний политик считает: к инциденту причастно ЦРУ. «Кто-то что-то прячет, — сказал Мохамад. — Скорее всего, имел место электронный взлом систем управления „боингом“, после чего авиалайнер вместе с пассажирами перегнали в нужное место. Необходимо международное расследование инцидента!» Это далеко не предел: за день в столице Малайзии Куала-Лумпуре я услышал 20 версий загадочного исчезновения рейса МН370. Таксист в аэропорту, едва загрузив мой чемодан в багажник, рассуждает: экипаж подкуплен, это афера с целью получить страховку за пропавших без вести пассажиров — ведь выплаты страховых компаний в целом уже составили 600 (!) миллионов долларов. Торговец сувенирами на улице Петалинг заверяет: «боинг» перевозил материалы для создания ядерной ракеты по заказу Северной Кореи, поэтому был сбит американцами. В общем, можно констатировать: спустя 3,5 года после пропажи самолёта Малайзия не успокоилась.

   
   

«Ложь с самого начала»

— Самое подозрительное — власти страны без рассуждений отметают любые предположения о причастности сторонних лиц к инциденту с «боингом», — объясняет адвокат Абрахам Чэнг (один из тех, кто представляет интересы семей пассажиров рейса MH370). — Я понимаю, если такое публикует «жёлтая пресса». Но когда бывший лидер страны говорит об электронном угоне — подобные версии следует проверять более тщательно. И это не единственный случай. Командир «боинга» Захари Ахмад Шах перед вылетом получил звонок от неизвестной женщины на сотовый. Однако её личность полиция не установила: сим-карта куплена по поддельным документам. Выяснять дальше? Нет, никто не парится. Экс-глава авиакомпании «Протеус Эйрлайнс» Марк Дуген заявил: пассажирский самолёт был сбит ПВО США — американцы посчитали, что авиалайнер угнан исламистами и собирается врезаться в военную базу Диего-Гарсия. Повторяю — всё это озвучивают не безумцы в сумасшедшем доме, а серьёзные люди, бизнесмены и политики. Однако от их мнений отмахиваются, словно от мух, не делая даже попыток расследования. Ощущение, что следствию «сверху» дана строгая установка — «боинг» упал в море, и всё тут, другие версии не принимаются.

В 2015-2016 гг. обломки «боинга» были найдены на побережье Африки, в 4000 километрах (!) от места его предполагаемого падения. Главное — до сих пор нет ответа, отчего самолёт целых 7 часов (!) находился в небе, не отвечая на запросы авиадиспетчеров, включая звонки по спутниковому телефону. «Официальное расследование по делу пропавшего самолёта похоже на цирк, — считает журналист Ахмед Сахими. — Восемь месяцев следователи изучали особый груз на борту „боинга“: 4,5 тонны мангустинов — экзотических фруктов (кстати, очень сладких). Почему безобидные фрукты могли привести к исчезновению авиалайнера — вообще непонятно. Куда бы лучше потратить это время с пользой: скажем, отследить поведение каждого из 227 пассажиров на борту: версия по поводу аферы со страховкой не лишена логики. В XX в. в США разные люди периодически проносили с собой в самолёт бомбу — дабы их семья после авиакатастрофы получила компенсацию. Увы, эту мысль игнорируют». Эксперт по безопасности Юсуф Асаддин водит рукой по карте, показывая маршрут: «боинг» взлетел в 00.42, а уже через 37 минут перестал отвечать на вопросы, передав зловещее сообщение — «Спокойной ночи, рейс 370». Асаддин интересуется: каким образом самолёт способен исчезнуть с радара, но при этом находиться в воздухе? Как считает эксперт, «нам с самого начала лгут, говоря лишь один процент информации. Правительство, похоже, само придумывает наиболее экзотические версии, лишь бы не озвучивать реальную правду».

Бен Ладен на даче

— Это уже добрая традиция — что бы ни случилось, в любых мистических вещах обвинять правительство, — усмехается чиновник МИД Малайзии, попросивший не называть его имя. — К сожалению, даже почти четыре года спустя мы ни на сантиметр не приблизились к разгадке. Спросите любого госслужащего, и у каждого будет своя версия. Могу лишь сказать, большинство уверено: к исчезновению «боинга» причастны спецслужбы США. Я понимаю, подобная версия всегда на первом месте. Но вспомните обстоятельства смерти Усамы бен Ладена. Длительное время смеялись над экспертами, утверждавшими: «террорист № 1» не прячется в пещерах Афганистана, он спокойно живёт на роскошной вилле вместе со всей своей семьёй. Как яростно опровергали эту версию, как помпезно устраивали поисковые операции в афганских горах! И что оказалось потом? Усама фактически не скрывался: он находился на даче с садом в 60 километрах от столицы Пакистана, государства — союзника Соединённых Штатов! После такого я не удивлюсь, если самые дикие предположения происшедшего, вроде похищения или уничтожения «боинга» силами ПВО некоей страны, окажутся правдой.

Безумцы за штурвалом

Огромное внимание в малайзийских СМИ уделяется личности капитана корабля Захари Ахмад Шаха. Новые подробности публикуются чуть ли не каждый месяц. Публика убеждена: Ахмад Шах либо выполнял чей-то заказ по угону самолёта, либо, одержимый психопатией, совершил самоубийство, погрузив авиалайнер в воды океана. Тем более подобные инциденты уже имели место — катастрофа рейса «Силк Эйр» в 1997 г. (104 погибших), гибель самолёта «Египт Эйр» в 1999 г. (217 погибших) — по причине суицида спятивших пилотов, решивших забрать с собой на тот свет как можно больше людей. Через год (24 марта 2015 г.) лётчик «Джермануингс», следуя из Барселоны в Дюссельдорф, намеренно врезался в гору, убив 150 человек на борту. Вариант с безумием нельзя списывать со счетов, однако даже после серии столь чудовищных инцидентов владельцы авиакомпаний не тратят денег на исследование психического состояния пилотов. А ведь они, извините меня, вовсе не дрова везут.

Очередной специалист в Куала-Лумпуре (уже десятый по счёту) доказывает мне за столом в офисе, разложив документы: «В малайзийском „боинге“ летели 20 американцев — сотрудники фирмы „Фрискейл Семикондактор“. Именно она, согласно разоблачению бывшего сотрудника спецслужб США Эдварда Сноудена, разрабатывала Агентству национальной безопасности сверхсекретное оборудование для электронного шпионажа за Китаем. Это конкретное похищение, организованное властями КНР. Обнаружены обломки самолёта? Их могли подбросить уже потом. Нашли куски крыльев, обшивку салона, часть хвоста... но человеческих останков нет нигде. Как такое может быть?» Скажу честно — у меня голова кругом идёт от версий. Действительно, ничего нельзя сбрасывать со счетов — реальность нынешнего мира такова, что самое жуткое предположение может оказаться правдой. Следует тщательно проверять версии, высказываемые серьёзными людьми, а не отмахиваться от них.

Многие из нас летают на самолётах. И нам нужна полная уверенность, когда покупаем билет, что мы доберёмся до пункта назначения...