«Посадить» памятник. Чем Линкольн и Ганди провинились перед темнокожими?

Статуя президента Конфедерации Джефферсона Дэвиса. © / Bryan Woolston / Reuters

«Накиньте на голову или на шею статуи веревку. Чтобы оторвать её от основания, разделитесь на две команды с обеих сторон и работайте взад-вперед. Также убедитесь, что вы используете надлежащее защитное снаряжение, и проследите, чтобы никто не оказался под статуей, когда она упадет. Для этого длина веревки должна быть достаточной, чтобы расстояние от первого держащегося за нее человека до самой статуи было больше высоты монумента», — такие назидательные инструкции для своих читателей составило издание Popular Mechanics, аналог знаменитого советского журнала «Техника — молодежи».

   
   

Интерес к теме понятен. По всему Западу, от Бристоля до Барселоны, от Калифорнии до Германии, один за другим падают памятники. Их сносят во имя очистительной борьбы с расизмом сторонники движения Black Lives Matter. В одной только Великобритании активисты составили список из 60 памятников, которые они требуют снести. И порой их выбор вызывает удивление. То среди признанных «расистскими» монументов находятся памятники людям, с расизмом боровшимся, как, например, президент США Авраам Линкольн, а то и вовсе тем, кто к расизму никакого отношения не имел, так как они в своей жизни ни разу не видели негров. 

В запутанных правилах борцов с монументами пытался разобраться корреспондент АиФ.ru. 

Неожиданные угнетатели

В Портленде, штат Орегон, активисты Black Lives Matter снесли памятник Томасу Джефферсону. Джефферсон — одна из ключевых фигур в истории США. Один из основателей государства и авторов Декларации независимости, 3-й президент, политик, дипломат, философ, чей портрет до сих пор изображен на 2-долларовой купюре. Помимо прочего, Джефферсон выступал и за отмену рабства. Однако все эти достоинства для активистов перечеркиваются тем, что он был рабовладельцем.

В Бостоне городским властям направили петицию с требованием убрать памятник Аврааму Линкольну, президенту, благодаря которому в США в середине XIX века рабство было отменено. Неназванному чернокожему жителю Бостона не понравилось, что в Мемориале эмансипации перед Линкольном на коленях изображен афроамериканец со сломанными оковами на запястьях. «Нам предоставили свободу, однако темнокожий человек по-прежнему почему-то стоит на коленях», — возмущен автор петиции.

Во Франции желтой краской облили памятник Шарлю де Голлю, возглавившему французское Сопротивление после капитуляции страны перед нацистами. Чтобы избавить от той же участи монумент Уинстону Черчиллю, лондонские власти были вынуждены построить вокруг него защитный бокс. Британского премьера и французского лидера времен Второй мировой войны обвиняют в политике империализма.

Хотят снести в Великобритании и памятник Махатме Ганди. Идеолог движения сопротивления британскому колониальному владычеству и приверженец философии ненасилия, по мнению активистов Black Lives Matter, был расистом, поскольку говорил о превосходстве индийцев над неграми. 

   
   

Однако во всех перечисленных случаях хотя бы формально ясно, за какие грехи мемориалы требуют снести. В случае же с шотландским национальным героем Робертом Брюсом, который освободил страну от власти Англии в начале XIV века и стал ее королем, требования уничтожить памятник вызывают лишь недоумение. Неизвестные расписали монумент оскорбительными надписями, которые гласят, что Брюс был «расистским королем». Вот только нет никакой уверенности в том, что шотландский полководец хотя бы раз в жизни видел чернокожего обитателя планеты Земля. А даже если и видел (теоретическая возможность этого имеется, потому что только окончилась эпоха крестовых походов), то он точно не был идеологом расистской философии.

Власти выбирают сторону

Между тем активисты, которые требуют пересмотреть взгляды на роль политических и общественных деятелей прошлого, получают все большую поддержку от властей. Именно этим объясняется тот факт, что в подавляющем большинстве случаев полиция, находящаяся рядом во время актов вандализма, просто бездействует, боясь помешать сносу из-за обвинений в расизме.

Спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси потребовала убрать из Капитолия 11 статуй представителей Конфедеративных Штатов Америки. Она же поддержала требование активистов переименовать военные базы США, названные в честь генералов конфедератов. А в Лондоне мэр города Садик Хан учредил комиссию, которая будет решать, какие монументы останутся в городе, а какие будут убраны. В лучшем случае снятые со своих мест монументы отправятся в музеи. В худшем — будут разбиты на куски толпой, что уже происходит в некоторых английских городах.

Тем не менее большинство западных политиков пока пытаются отстоять историю своих стран. Во Франции на защиту монументов встал президент страны Эммануэль Макрон. «Франция не сотрет ни одно имя из истории, но при этом не пойдет на компромиссы в борьбе с расизмом, антисемитизмом и дискриминацией», — заявил он в специальном телеобращении к нации 14 июня. 

Схожей позиции придерживается в Великобритании и премьер-министр Борис Джонсон. Нападки на исторические памятники он назвал «абсурдными и позорными». «Возведенные минувшими поколениями памятники напоминают нам о прошлом и всех сделанных ошибках. Снести их — значит солгать по поводу нашей истории», — подчеркнул он. 

В США главным противником сноса памятников остается президент страны Дональд Трамп. В частности, он заявил, что не позволит переименовать военные базы, названные в честь генералов конфедератов. «На них размещались и тренировались наши герои, выигравшие две мировые войны. Моя администрация даже не рассматривает возможность переименования этих легендарных военных объектов», — заявил он. Так же горячо он отстаивает и другие монументы. 

Пока его точку зрения поддерживают и большинство жителей страны. Против сноса памятников однозначно высказались 44% американцев, тогда как за — всего 32%.

Причина — в неравенстве

«Памятники конфедератов стоят в Капитолии вовсе не случайно. Те, кто в свое время договаривался об окончании Гражданской войны, понимали, что нации требуется примирение. Этот подход подразумевал, что должна уважаться память павших в войне как северян, так и южан. Каждая из сторон тогда боролась за свою правду, и речь не ограничивалась спором о том, нужно или нет освобождать рабов. В конце концов, многие из конфедератов были убежденными противниками рабства, и для них война была своеобразной защитой родного дома», — рассказывает программный директор «Валдайского клуба» Иван Тимофеев

Тем не менее черным населением США Конфедерация по-прежнему воспринимается как государство рабовладельцев, поэтому их требования тоже можно понять. «Перед Америкой эта проблема встает не впервые, в том числе потому, что черное население по-прежнему чувствует себя угнетенным. Социальное и экономическое неравенство в стране сохраняется, большинству афроамериканцев сложнее получить доступ к образованию и здравоохранению из-за более высокого уровня бедности, чем у белого населения. Именно эту проблему нужно решать, чтобы памятники историческим деятелям оставались стоять на своих местах. Реформы это долгие и трудные, в одночасье их не провести, поэтому мы, скорее всего, еще не раз услышим о таких кампаниях против мемориалов», — уверен эксперт.