Я еду в тегеранском метро, рассматривая на стене вагона табличку с иероглифами: «Сделано в Китае». Сейчас мало кто помнит: ещё в 1995 году Иран разместил заказ на скоростные экспрессы для своей подземки на заводе в Санкт-Петербурге. В самый последний момент сделка по неизвестным причинам сорвалась: уже готовые «иранские» вагоны пришлось передать Люблинско-Дмитровской линии московского метро. По слухам, местным чиновникам дали взятку китайцы, пропихнув свой проект. Полицейские на улицах столицы Ирана носят старые бельгийские винтовки FN FAL, ещё времён войны с Ираком.
- Прошлой осенью обещали новую экипировку, автоматы из России, - разводит руками сержант на площади Хабад Асад. - Но сейчас объясняют: скорее всего, мы получим румынское оружие.
Когда почти год назад РФ помогла Ирану добиться снятия санкций Запада, предполагалось, что мы заработаем миллиарды долларов на торговле с этой страной. Однако этого пока не случилось… Интересно - почему?
Исчезнувшие танки
Самолёты на «жвачке»
Иран жил под жёсткими международными санкциями 36 лет и представляет для РФ весьма соблазнительный рынок. Республике срочно требуются военные истребители, новые системы ПВО, ракеты, боевые корабли, бронемашины: всё нынешнее вооружение устарело. В гражданской сфере дела обстоят не лучше. Когда я летел из одного иранского города в другой, рейс задержали на два часа по техническим причинам. В итоге обшарпанный боинг еле взлетел, бренча всеми деталями - даже обшивка кресел в салоне была подклеена… жевательной резинкой. Ирану необходимо четыреста новых пассажирских самолётов, и в прошлом году обсуждался вопрос о приобретении моделей «Сухой Суперджет» и «Туполев». Сейчас же вдруг пошли разговоры - дескать, российский аэротранспорт «ненадёжен», лучше купить европейские эйрбасы и американские боинги. Получается, прежде Иран заверял нас в своей дружбе, а теперь стремится покупать оборудование у своих недавних врагов. Ну и само собой, на иранский рынок без сантиментов ломится Китай - на каждом перекрёстке в Тегеране уличные торговцы продают велосипеды, игрушки, дешёвые телефоны производства Поднебесной.
Помидорная альтернатива
Что же ещё мы можем получить от Ирана, чья нефть на международных рынках после снятия санкций несёт нам одни убытки? В первую очередь на ум приходят местные фрукты и овощи: благо цены на них смешные, а вкус куда лучше турецких. Крестьяне по всему Тегерану торгуют с тележек спелыми дынями по 22 рубля за килограмм, огурцы стоят 25, помидоры - 30, клубника - 100, только что появившиеся абрикосы - полтинник. В этом смысле республика легко стала бы дешёвой альтернативой Турции, но на пути опять встаёт бюрократия.
Также Иран размещает за границей заказы на переработку своей нефти в бензин, нуждается в строительстве железных дорог, электростанций и новых линий метро. Мы могли бы заняться всеми этими проектами. Успеем ли? Гостиница, где я жил в Тегеране, была забита китайскими бизнесменами.
…Я подчеркну - в Иране ОЧЕНЬ хорошо относятся к России. И простые люди, и политики, и экономисты - все заверяли меня в желании сотрудничества с нашей страной. Однако ведь и в самом деле - обещаний до отмены санкций было ну очень много, а как только опасность миновала, Россия стала не особенно-то нужна. Тут и наша вина - мы слишком долго оглядывались на международное сообщество. Тем временем корейцы, китайцы и японцы лезли в Иран, что называется, «без мыла». Нам тоже не нужно ждать у моря погоды - пора начинать завоёвывать иранские рынки прямо сейчас, сокрушая конкурентов. К сожалению, Восток есть Восток, и обещания там держат не всегда. Что следует учитывать, слушая клятвы союзников.
«Добыча нефти здесь обходится в 1 доллар за баррель». Почему Иран уклоняется от российской игры на повышение цены «чёрного золота»? Читайте в следующем номере «АиФ».