Персидские сказки. Когда России ждать выполнения обещаний от Ирана?

Как считают эксперты, «союзники с религиозными амбициями - это союзники до поры до времени». © / Георгий Зотов / АиФ

Я еду в тегеранском метро, рассматривая на стене вагона табличку с иероглифами: «Сделано в Китае». Сейчас мало кто помнит: ещё в 1995 году Иран разместил заказ на скоростные экспрессы для своей подземки на заводе в Санкт-Петербурге. В самый последний момент сделка по неизвестным причинам сорвалась: уже готовые «иранские» вагоны пришлось передать Люблинско-Дмитровской линии московского метро. По слухам, местным чиновникам дали взятку китайцы, пропихнув свой проект. Полицейские на улицах столицы Ирана носят старые бельгийские винтовки FN FAL, ещё времён войны с Ираком. 

   
   

- Прошлой осенью обещали новую экипировку, автоматы из России, - разводит руками сержант на площади Хабад Асад. - Но сейчас объясняют: скорее всего, мы получим румынское оружие. 

Когда почти год назад РФ помогла Ирану добиться снятия санкций Запада, предполагалось, что мы заработаем миллиарды долларов на торговле с этой страной. Однако этого пока не случилось… Интересно - почему?

Метро в Тегеране, которое построили китайцы. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Исчезнувшие танки

- Действительно, санкции сняли ещё в январе, а Россия так и не пришла на иранский рынок, - говорит экономист Саид Лейлаз. - Обстановка не изменилась: по-прежнему действует система посредников (которые получают до 50 процентов от суммы), сделки зачастую идут через Азербайд­жан или Таджикистан, иногда платёж на тысячу долларов приходится ждать полгода. Ситуацию тормозят и российская, и иранская бюрократии: вместо оживления торговли мы наблюдаем нечто сумбурное. Во время переговоров о снятии санк­ций главком наших сухопутных войск Ахмад-Реза Пурдастан заявлял, что Иран хочет приобрести российские танки T-90 и «надеется на скорейшие поставки». Однако, едва Запад убрал барьеры, выяснилось, что танки мы не покупаем. 

Самолёты на «жвачке»

Иран жил под жёсткими международными санкциями 36 лет и представляет для РФ весьма соблазнительный рынок. Республике срочно требуются военные истребители, новые системы ПВО, ракеты, боевые корабли, бронемашины: всё нынешнее вооружение устарело. В гражданской сфере дела обстоят не лучше. Когда я летел из одного иранского города в другой, рейс задержали на два часа по техническим причинам. В итоге обшарпанный боинг еле взлетел, бренча всеми деталями - даже обшивка кресел в салоне была подклеена… жевательной резинкой. Ирану необходимо четыреста новых пассажирских самолётов, и в прошлом году обсуждался вопрос о приобретении моделей «Сухой Суперджет» и «Туполев». Сейчас же вдруг пошли разговоры - дескать, россий­ский аэротранспорт «ненадёжен», лучше купить европейские эйрбасы и американские боинги. Получается, прежде Иран заверял нас в своей дружбе, а теперь стремится покупать оборудование у своих недавних врагов. Ну и само собой, на иранский рынок без сантиментов ломится Китай - на каждом перекрёст­ке в Тегеране уличные торговцы продают велосипеды, игрушки, дешёвые телефоны производст­ва Поднебесной. 

- Я не верю, что Иран полностью выполнит свои обещания по отношению к России, -считает кандидат исторических наук, эксперт по Ближнему Востоку Мехмет Эмин Икбаль Дюрре. - Очевидно, что Тегеран никогда не сложит все яйца в одну корзину. Тем более что в период санкций Запада в отношении страны Россия вела себя неоднозначно, и у иранцев сложилось мнение, будто она идёт на поводу у США. И поэтому, скорее всего, самолёты республика купит у французов, а танки у китайцев. Разумеется, Иран не захочет расстроить отношения с Россией, и определённая торговля будет налажена. Однако не в том объёме, как это предполагалось с самого начала. И в целом я считаю, что все союзники России на Ближнем Востоке с религиозными амбициями являются союзниками до поры до времени. Это касается не только Ирана, учитывая непредсказуемость развития исламского радикализма в мире. России следует понимать, что она имеет дело с весьма специфическим партнёром, и дейст­вовать напористо. Например, тот же Китай давно ведёт себя в иранской экономике как захватчик.

Помидорная альтернатива

Что же ещё мы можем получить от Ирана, чья нефть на международных рынках после снятия санкций несёт нам одни убытки? В первую очередь на ум приходят местные фрукты и овощи: благо цены на них смешные, а вкус куда лучше турецких. Крестьяне по всему Тегерану торгуют с тележек спелыми дынями по 22 рубля за килограмм, огурцы стоят 25, помидоры - 30, клубника - 100, только что появившие­ся абрикосы - полтинник. В этом смысле республика легко стала бы дешёвой альтернативой Турции, но на пути опять встаёт бюрократия. 

   
   
Иран. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Также Иран размещает за границей заказы на переработку своей нефти в бензин, нуждается в строительстве железных дорог, электростанций и новых линий метро. Мы могли бы заняться всеми этими проектами. Успеем ли? Гостиница, где я жил в Тегеране, была забита китайскими бизнесменами.

…Я подчеркну - в Иране ОЧЕНЬ хорошо относятся к России. И простые люди, и политики, и экономисты - все заверяли меня в желании сотрудничества с нашей страной. Однако ведь и в самом деле - обещаний до отмены санкций было ну очень много, а как только опасность миновала, Россия стала не особенно-то нужна. Тут и наша вина - мы слишком долго оглядывались на международное сообщество. Тем временем корейцы, китайцы и японцы лезли в Иран, что называется, «без мыла». Нам тоже не нужно ждать у моря погоды - пора начинать завоёвывать иранские рынки прямо сейчас, сокрушая конкурентов. К сожалению, Восток есть Восток, и обещания там держат не всегда. Что следует учитывать, слушая клятвы союзников.  

«Добыча нефти здесь обходится в 1 доллар за баррель». Почему Иран уклоняется от российской игры на повышение цены «чёрного золота»? Читайте в следующем номере «АиФ».