Владислав Иноземцев, д. э. н., руководитель Центра исследований постиндустриального общества
Кому и сколько простили?
Монголии на этот раз списали… 97% из почти 180 млн долл. долга. До этого Россия облагодетельствовала почти все страны бывшего соцлагеря и народной демократии. Чемпионом стала Куба (в 2014 г. было списано 31,7 млрд долл.); следом идут Ирак (12,0 млрд в 2008 г.), опять же Монголия (11,1 млрд в 2003 г.) и КНДР (11,0 млрд долл. в 2012 г.), Сирия (9,8 млрд долл. в 2005 г.) и Вьетнам (9,5 млрд в 2000 г.). С суммой более 1 млрд долл. в этом списке фигурируют Никарагуа, Ангола, Ливия, Алжир, Эфиопия и др. А следом за прежними советскими союзниками в очередь встали и многие нынешние партнёры - в 2013 г. мы простили 500 млн долл. Киргизии, в 2014-м - 865 млн Узбекистану... Всего за годы новой государственности Россия простила должникам около 140 млрд долл. - сумму, которая 3-4 раза покрыла бы дефицит бюджета страны в 2015-2016 гг. и превышает все трансферты российским регионам с 2000 по 2015 г.!
Так ли бедны эти страны?
Списание долгов Алжиру и Ливии в 2006 и 2008 гг. на общую сумму в 9,1 млрд долл. произошло в условиях, когда эти страны добывали в совокупности 3,8 млн баррелей нефти в день, а цены на чёрное золото были близки к максимуму. Ангола, осчастливленная на 3,5 млрд, - вторая нефтедобывающая страна Африки после Нигерии. Почему бы не взять долг поставками нефти? Никарагуа хочет строить канал между Атлантическим и Тихим океанами, который может стать конкурентом Панамскому, - отчего же не конвертировать долг в часть капитала этого предприятия?
А вопрос с прощением долга Монголии вообще, на мой взгляд, вопиющ. На протяжении 4 лет из последних 15 по показателям роста ВВП (например, на 17,26% в 2011 г.) и промышленного производства (на 37,4%) она выступала мировым рекордсменом. Инвестиции в основной капитал в 2010-2012 гг. составляли почти 40% ВВП - вдвое больше, чем в России! С 1991 по 2010 г. добыча угля в Монголии выросла в 2,6 раза, золота - в 3,7 раза, меди - в 4,2 раза. И это государство не может выплатить 174 млн долл.? Не нужно врать, что «наличие неурегулированных финансовых обязательств Монголии перед Россией выступало сдерживающим фактором развития инвестиционного двустороннего сотрудничества». Никакого инвестсотрудничества не ожидается: Монголия не допускает в свой добывающий сектор ни российские, ни китайские, ни американские компании. Власти маленькой - но умной - страны понимают геополитические риски и сотрудничают только с теми, кто не имеет особых претензий: с компаниями Великобритании (Rio Tinto), Канады (Ivanhoe Mines, Entree Gold, SouthGobi Energy) и даже Австралии (BHP Billiton, Ausmelt). Нас там ждут так же, как в Ираке, списывая долг которому в 2004 г. наша власть «выразила надежду, что новое руководство страны в ответ учтёт интересы российских компаний». Надежда, видимо, жива до сих пор.
Чем заменить прощение?
Если даже Россия считает слишком сложным для себя конвертировать долги СССР в реальные активы, то почему бы не выставить обязательства стран-ответчиков на международный «голландский» аукцион? Уверен, в мире нашлись бы крупные фининституты и более активные в выбивании своих долгов страны, которые проявили бы интерес. Никто не отменял и факторинг или передачу обязательств в трастовое управление. Как можно, с одной стороны, со слезами вспоминать наследие и историю бывшего Советского Союза и, с другой, столь бесцеремонно прощать долги, сделанные из денег, заработанных для СССР теми ветеранами, которые сейчас еле сводят концы с концами на обесценивающиеся пенсии? Пенсионерам, наверное, остаётся радоваться тому, что страна встала с колен и, видимо, поэтому ни от кого ничего потребовать не может...
Мнения экспертов
«Это преступная политика!»
Не покидает ощущение, что списание долгов часто случается «очень вовремя».
Кубе простили миллиарды аккурат перед тем, как она взяла курс на дружбу с США; Ливии - незадолго до начала «арабской весны» и убийства М. Каддафи; Ираку - после того, как пророссийский режим там сменился прозападным... Не отходят ли геополитические расклады на второй план потому, что ключевую роль играют чьи-то корыстные интересы? Вспоминается арест в 2007 г. замминистра финансов С. Сторчака по обвинению в мошенничестве - дело было связано с алжирским долгом. Но в 2011 г. дело закрыли «за отсутствием события преступления», г-н Сторчак вернулся на работу.
«Списание долгов бывает разное, - пояснил «АиФ» экономист Михаил Леонтьев. - Той же Кубе списать их, на мой взгляд, было естественно хотя бы с моральной точки зрения - после того как мы «кинули» эту страну в 90-х и вызвали там экономический коллапс. Другая история - со списанием долга Кувейту, где, кстати, тоже фигурировал Сторчак, но по этой истории он не преследовался...»
Парижский клуб простил Кубе 4 млрд долларов долга >>
«На мой взгляд, это абсолютно антигосударственная, преступная политика, которой нет оправдания! - возмутился в беседе с «АиФ» Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации. - Долги - это огромный инструмент влияния! Когда вы добровольно отказываетесь от влияния, данная страна, конечно, будет вам благодарна, но дальше подумает: отлично, а теперь мы будем обходиться без этих славных ребят... Например, когда в начале 2000-х мы простили долг вполне обеспеченному Вьетнаму, нам потом пришлось расстаться с военной базой в Камрани. Потому что раньше за неё платили процентами с долга, а теперь пришлось платить наличными. Есть ли в подобных историях коррупционный мотив? Свечку никто не держал, но представить, что можно вот так просто простить долги и никто за это никого не отблагодарит «барашком в бумажке», довольно сложно. Не могу себе представить, чтобы люди в правительстве Медведева, которые принимают соответствующие решения, были настолько глупы или настолько честны. Американцы, кстати, последний раз простили долг в 90-е годы - полякам. И то не весь, а только 50%. Потом они прощали долги разве что самым беднейшим странам Африки, причём сообща с другими мировыми державами. Наша же щедрость не имеет себе равных».
Продолжение темы - в ближайших номерах «АиФ».