Новый кризис в российско-грузинских отношениях сказался и на поведении представителей творческой интеллигенции. Пока одни призывают к миру и спокойствию, предлагая отказаться от резких и необдуманных шагов, другие деятели культуры эти шаги как раз и совершают.
«Враг моей страны — мой враг»
Грузинская певица Нино Катамадзе решила отказаться от выступлений в России. По крайней мере, пост такого содержания на грузинском языке был опубликован на ее странице в Facebook. Некоторые пользователи из Грузии упрекали ее в том, что она никак не реагирует на события, происходящие в стране.
Напомним, поводом для развернувшихся в Грузии протестов стал визит в грузинский парламент российской делегации. Грузинские устроители мероприятия предложили сесть в кресло спикера российскому депутату Сергею Гаврилову, что было использовано местной оппозицией для раскручивания новой волны антироссийской истерии. И, хотя кампания эта преследует в первую очередь внутриполитические цели, отношения между Москвой и Тбилиси — и без того сложные — серьезно ухудшились.
И вот на второй неделе кризиса на эту тему решила высказаться певица Нино Катамадзе.
«Мое молчание не означает, что мне надо было что-то обдумать или решать, с первой секунды я чувствовала то же, что каждый из вас, увидев Гаврилова в кресле спикера! Я никогда не пыталась спрятаться от насилия и несправедливости, я никогда не ленилась и своим голосом — по-грузински — всегда говорю во всех частях мира, в том числе в России, что Россия — оккупант, Путин — враг моей страны, а значит, и мой враг, — говорится в сообщении. — Одно дело — мой гастрольный график, другое — мое внутреннее чувство перед моей страной, грузинским словом, перед музыкой. Я сказала на этом концерте и хочу сказать и вам: это был мой последний концерт в России!!!»
46-летняя Нино Катамадзе, уроженка Аджарии, прославилась как джазовая певица и композитор. Выпускница музыкального института в Батуми обрела популярность в начале 2000-х. Ее очень ценят и любят поклонники джаза на постсоветском пространстве. Помимо родной Грузии, самое значительное число почитателей у Нино как раз в России. Ее последнее на данный момент выступление в РФ состоялось 22 июня 2019 года на фестивале «Усадьба Jazz» в московском парке «Коломенское», то есть в тот момент, когда в Тбилиси уже бушевали протесты.
Но почему вдруг для подобного демарша был выбран нынешний момент? Вахтанг Кикабидзе, как бы мы ни относились к его нынешним словам и поступкам, был, по крайней мере, последователен, когда перестал посещать Россию после войны в Южной Осетии в 2008 году. Нино Катамадзе же продолжала выступать в России и после 2008 года, и после 2014, следуя принципу «искусство вне политики». И уж совсем непонятно, чем насолили Нино Катамадзе российские любители джаза, все эти годы осыпавшие грузинскую певицу цветами и овациями.
Творческим личностям свойственно существовать в придуманном мире. Вот, например, что говорит Нино Катамадзе в интервью порталу Ginza project: «Политика очень сказывается на людях. Не то чтобы всё преобразилось и бедняков в Грузии больше нет. Мы прожили в войне и в иллюзиях очень долгие годы... В Советском Союзе. Тогда безработных не было, а магазины оставались пустыми. Еду и вещи нужно было „доставать“. Все носили трусы одного размера. Чтобы поменять мышление и экономику, потребовались годы и годы. Главное, что теперь по-другому: учеба встала на первое место. Все грузины вкладываются в образование. Даже мой пятилетний сын ходит в подготовительную школу, учится говорить по-английски. А если российская сторона откроет визовый режим, то он выучит и русский. В общем, изменения есть. Движуха идет».
Но если не рассказывать о несчастной Грузии под пятой «страшной империи», то придется отвечать самим себе на неприятные вопросы. Например, о том, почему в 1990-х годах независимая Грузия оказалась в кромешной нищете. Почему она выбрала себе в лидеры националиста Гамсахурдиа, который и попытался создать моноэтническое государство, следствием чего стали войны и развал страны? Да и в современности есть немало вопросов, на которые грузины не любят отвечать.
Например, почему наполнение бюджета ориентированной на Запад Грузии в огромной степени зависит от денег, получаемых за реализацию грузинского вина и «Боржоми» в России? И почему, несмотря на всю антироссийскую риторику Тбилиси, для Грузии столь важны именно российские туристы?
Как оставаться «патриотом» и зарабатывать у «оккупантов»
Стоит вспомнить, что сегодняшнее личное благополучие Катамадзе и большинства грузинских артистов построено на заработках, полученных в «агрессивной» и «враждебной» России. Кажется, наши бывшие соотечественники по одной большой стране пребывают в святой уверенности: как бы они ни плевали в сторону россиян, те все равно утрутся и приедут делать бизнес и отдыхать, щедро пополняя местную казну. Кажется, подобное всепрощенчество не идет на пользу.
Случай с Нино Катамадзе живо напомнил историю минувшей весны, когда в Россию с гастролями отправился Королевский национальный балет Грузии. Тогда в грузинских СМИ появились слова, якобы сказанные его руководителем Гелой Поцхишвили: «Мы едем в Москву не для того, чтобы развлекать кого-то, а чтобы продемонстрировать, что нас не сломят». При этом он якобы пообещал «показать оккупантам, что они могут».
Но, когда до господина Поцхишвили добрался ТАСС, он заявил, что ничего про «оккупантов» не говорил: «После появления рекламы наших гастролей меня спросили: „Вы едете в Россию, в Кремлевский дворец?“ Я ответил утвердительно. Тогда они спросили: „К оккупантам едете?“ Я ничего на это не ответил. Мы просто едем на гастроли, чтобы показать грузинскую культуру. А потом все перевернули».
Творческие деятели постсоветского пространства изобрели схему, позволяющую им делать «патриотичные» заявления дома, а затем ездить в «империю», где их творчество щедро оплачивают «оккупанты». А госпожа Катамадзе уже успела удалить свой пост и снова его восстановить.
Смотрите также:
- Грузинский экс-министр: «В Грузии ты должен говорить «русские – оккупанты» →
- «Очередной идиот». Что думают грузины о поступке ведущего «Рустави-2» →
- Фантасмагория русской истории →