Немного истории
НАТО — военно-политический альянс, созданный в 1949 году для отражения внешних угроз. На момент создания главной мировой угрозой человечеству было принято считать СССР. Сейчас в альянс входят страны Европы, Канада и США — всего 28 государств.
За последние несколько десятилетий силы НАТО провели достаточное количество военных операций, чтобы можно было понять методы работы альянса. Теперь уже всему миру ясно, какими способами он готов насаждать мир и демократию суверенным государствам. При желании можно даже подсчитать количество бомб, затраченных на «мир во всём мире».
Отсчёт операций альянса на европейском континенте можно начать с бомбардировок Югославии в 1995 и 1999 годах (далёкие Гренаду, Панаму и Сомали пока опустим). Первая операция, получившая гордое название «Обдуманная сила», была направлена против боснийских сербов и в поддержку мусульманской части населения. Проводилась операция без санкции ООН, что, в принципе, нельзя назвать исключением. На сербов обрушилась мощь 3,5 тыс. самолётов стран-членов альянса. В результате бомбардировок была полностью уничтожена инфраструктура, а 50 тыс. сербов стали беженцами.
Операция «Союзная сила» в 1999 году также не получила мандата ООН. Возмутившись «преступлениями против человечности» в Косово (причём преступлениями только одной стороны, что в условиях гражданской войны практически невозможно), альянс посредством авианалётов истребил свыше 1700 человек, из них почти 400 — дети, более 10 тыс. человек получили ранения. Позже к этим цифрам прибавятся те, кто умер от последствий применения НАТО боеприпасов с радиоактивным обеднённым ураном. И всё это происходило под лозунгом гуманитарной интервенции.
Потом была операция «Иракская свобода», которая проходила на фоне многочисленных протестов мирового сообщества. Результатом операции стало падение режима Саддама Хусейна и заложение добротного фундамента для формирования на уже «свободных» территориях крупнейшей в мире террористической организации, ныне известной как «Исламское государство»*. Число убитых мирных граждан в Ираке за несколько лет американской интервенции оценить сложно, но счёт идёт на сотни тысяч.
«Весь опыт натовских интервенций крайне негативен, начиная с бомбёжек Югославии в 1999 году, последствия которых до сих пор не преодолены, катастрофы в Ливии, где состоялся настоящий коллапс государственных структур. Ситуация в Ираке — это другая часть проблем, которые были вызваны интервенцией США и их союзников», — говорит российский постпред в НАТО Александр Грушко.
По его словам, на сегодняшний день альянс «утратил лоск», а используемый инструментарий давно показал свою неэффективность. Тем не менее, несмотря на результаты прошлых вмешательств, альянс стремится оставить за собой право на проведение «антикризисных операций».
Новый старый враг
То, что СССР вместе с исходившей от него пресловутой угрозой человечеству ушёл в историю, не стало поводом для того, чтобы члены НАТО могли спокойно выдохнуть. За последние десятилетия альянс ещё больше нарастил свою военную мощь и ещё ближе подступил к границам России. Связывать это с ситуацией на Украине нельзя уже потому, что продвижение сил НАТО на Восток началось задолго до событий на Майдане в Киеве. Сложившаяся же ситуация в одной из некогда союзных республик стала лишь удобным поводом. О причастности Запада к самому госперевороту на Украине АиФ.ru уже неоднократно писал ранее.
«Мы видим, что решения, которые принимаются альянсом, ни коим образом не связаны с украинским кризисом. Это становится свидетельством того, что тот поворот, который на сегодня происходит в НАТО, был задуман за долго до украинских событий. Он был, прежде всего, связан с тем, что для НАТО эпоха больших операций прошла, эти операции продемонстрировали абсолютную неприспособленность альянса к новым условиям безопасности. Но для того, чтобы доказать, что этот инструмент ещё востребован, не нашли ничего лучше, чем вернуться к тем представлениям о безопасности, которые превалировали в годы холодной войны», — говорит российский дипломат.
То, что Россия не является стороной конфликта, неоднократно было подтверждено как со стороны наблюдателей миссии ОБСЕ, так и в рамках договора об «открытом небе». «РФ в НАТО и не только часто обвиняют в том, что мы концентрируем какие-то силы на границах с Украиной, называются запредельные цифры. Однако за это время было проведено огромное количество инспекций, полётов по договору об „открытом небе“, и никаких таких концентраций установлено не было. Но, к сожалению, эти объективные оценки, которые мы получаем объективными средствами контроля над вооружениями, которые были согласованы в формате ОБСЕ, никоим образом не влияют на политическую риторику. И здесь возникает вопрос: зачем мы будем развивать меры доверия, если с точки зрения практической политики результаты работы этих мер доверия не играют никакой роли? Порой такое впечатление, что НАТО живет в своем виртуальном мире, специально созданном, и в своих оценках не опирается на объективную информацию», — считает Грушко.
А что же альянс? По словам российского постпреда, страны НАТО не считают нужным настаивать на соблюдении Киевом достигнутых договорнностей о перемирии, прекращении огня, отводе вооружений. На площадках альянса об этом не принято говорить. Зато в ходе недавних встреч было подтверждено, что НАТО будет продолжать оказывать Украине военную помощь. Она продолжит поступать через 5 трастовых фондов, договорённости о создании ещё одного также уже были достигнуты.
При этом все решения, принимаемые НАТО в обозримой перспективе, будут генерировать враждебную политику в отношении России. «И это действительно так, потому что всё это происходит на фоне дремучей антироссийской риторики», — подчёркивает Грушко.
Дипломат подчеркнул, что, по сути, сегодняшняя натовская политика является деструктивной, она работает прежде всего на руку тем, кто мечтает выйти на решение кризиса военным путём.
Кроме того, Киев давно просит альянс о размещении на территории Украины своих военных сил. «Если мы посмотрим на основной вектор развития НАТО в политической и военной сферах, то увидим, что альянс искусственно привязывал себя к восточным направлениям», — сказал постпред.
«Русская угроза»?
В конце июня в Брюсселе состоялась встреча министров обороны стран-членов НАТО, на которой было подтверждено, что альянс переходит в отношении России от политики партнёрства к политике сдерживания. Именно так оценил принятые советом НАТО последние решения российский постпред.
В частности, речь идёт об увеличении сил быстрого реагирования с 30 до 40 тыс. человек. Также было объявлено об оперативной готовности так называемых спецсредств повышенной готовности, которые «являются наконечником сил реагирования НАТО». Были подтверждены планы создания к концу 2015 года шести координирующих штабных ячеек в странах Балтии, Польши, Румынии и Болгарии. Также будет изучена возможность создания дополнительных ячеек. Скорее всего, речь идёт о таких странах, как Греция, Венгрия и Словакия.
В ходе встречи глав внешнеполитических ведомств стран-членов альянса также было объявлено об американских планах поместить на территории 6 стран 250 единиц тяжёлых вооружений и техники, включая боевые танки, самоходные артиллеристские системы и боевые бронированные машины.
Россия до сих пор не получила ответа на вопрос, связанный с базированием в Польше и Румынии объектов ПРО. Предполагается, что они будут размещаться на пусковых установках МК-41, которые могут в числе прочего использоваться для запуска крылатых ракет. При этом США до сих пор используют ракеты и беспилотные ударные средства, запрещённые договорами. Но при этом часто можно услышать претензии именно к России о якобы нарушении ею договора о РСМД.
Недавно глава НАТО Столтенберг призвал членов альянса вернуться к ранее принятому условию о выделении из бюджета каждой страны-участницы не менее 2% своего ВВП на вооружение. На сегодняшний день лишь 5 членов альянса выполняют этот норматив. Однако в среднем доля расходов на вооружение у государств-членов НАТО достигает 2,4%. Это происходит за счёт доли США, которые тратят на эти цели 3,6% своего ВВП. Всего же военные расходы альянса составляют 49–51% общемировых. «Европейские страны абсолютно не убеждены в том, что они должны стремиться к повышению военных расходов», — поясняет Грушко.
Наращивание вооружений в Восточной Европе происходит на фоне появления вполне реальной угрозы, исходящей с территории стран Ближнего Востока. Однако вместо того, чтобы объединить усилия и совместно противостоять ей, альянс уходит с головой в ностальгию по временам холодной войны и ищет врага там, где искать его не нужно, создавая ещё и угрозу безопасности в самой Европе. Грубейшим образом нарушаются и игнорируются обязательства, принятые на международном уровне и касающиеся контроля за вооружениями.
«Они увеличивают военные расходы, они размещают военные потенциалы вдоль наших рубежей, и основополагающий акт о контроле за вооружениями — последний бастион. Положения этого акта были последним серьёзным препятствием для того, чтобы Европа не вошла в очень опасную спираль гонки вооружений и не перешла безвозвратно на системы обеспечения безопасности времён холодной войны», — подчеркнул Грушко.
Момент истины
Если изначально размещение ПРО в Восточной Европе альянс оправдывал ядерной угрозой со стороны Ирана, то со временем этого оправдания может не стать. Рано или поздно НАТО придётся оправдываться за своё усиление на восточном направлении. Рано или поздно конфликт на Украине кончится, а вопрос с иранской ядерной угрозой разрешится уже в ближайшие дни. Вот тогда и наступит момент истины, придётся ответить на вопрос о том, для чего в действительности создавалась вся эта система.
Пока же, по словам российского дипломата, альянс направил все свои усилия на создание «железного занавеса» в Европе, он продолжает искать внешнего противника и продвигаться на Восток.
«Я не отношу себя к числу оптимистов и думаю, что на сегодняшний день не существует объективных предпосылок, которые по мановению руки позволили бы вернуть отношения России и НАТО в конструктивное русло», — заключил Грушко.
* Террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории РФ.