Не Репин, а Репенко. «Метрополитен» делает из русских художников украинцев

Великий русский художник Илья Ефимович Репин, 1909 год. © / Commons.wikimedia.org

Ветеранам отечественного диссидентского движения впору сегодня признать, что вся их жизнь была ошибкой. И дело не в том, что российский народ «перевоспитать» на желаемый манер не получилось. Просто Запад внезапно превратился в ухудшенную копию позднего СССР.

   
   

«Украинцы» в Нью-Йорке

Как только не критиковали Советский Союз за идеологическую деятельность на культурном поприще, за запрет тех или иных литературных произведений, театральных постановок, кинофильмов. Однако советским цензорам и в голову не могло прийти то, что в XXI веке происходит в «цивилизованном мире».

Нью-йоркский музей «Метрополитен» решил посмертно превратить в украинцев художников Архипа Куинджи, Ивана Айвазовского и Илью Репина.

Картина, написанная русским художником Архипом Куинджи «Красный закат на Днепре», 1905—1908 гг. Фото: Commons.wikimedia.org

Под картиной Айвазовского «Корабль в лунном свете» теперь красуется надпись, что автор — украинец, живший в Российской империи.

Картина «Портрет Всеволода Михайловича Гаршина» Ильи Репина снабжена сообщением, что художник родился в «украинском Чугуеве, когда тот был частью Российской империи».

В украинцы записали и Архипа Куинджи, автора хранящейся в Нью-Йорке картины «Красный закат». При этом музей добавил запись о том, что музей художника в Мариуполе в ходе боев якобы был разрушен российской артиллерией. 

«Я русский, предки мои греки»

Во времена перестройки у отечественных прогрессистов было модно иронизировать над учебником с названием «История СССР. 1861-1917». Но американские музейщики пошли дальше, задним числом переписывая не территории и общественно-политические формации, но и конкретных деятелей культуры.

   
   

Основанный в XVIII веке по велению русской императрицы Екатерины Великой город стал центром жительства многочисленной диаспоры православных греков, выходцем из которых был Архип Куинджи.

Творчество Куинджи — это поэзия на холсте, посвященная отнюдь не только землям Малороссии. Большая часть его жизни связана с Петербургом, где он и нашел себе последнее пристанище.

«Я русский, предки мои — греки, которые при императрице Екатерине переселились с южного берега Крыма и основали город Мариуполь и 24 деревни», — так говорил о себе сам Архип Иванович. Как видите, никакой свидомостью и украинством тут и не пахнет. Но кому лучше знать, кто такой Куинджи — ему самому или современным американским музейным работникам? Конечно, последним!

Урожденный Ованнес: художник с привычками генерала

Еще веселее дело обстоит с Айвазовским — сыном феодосийского купца Геворка Айвазяна. Собственно, и запись в книге рождений армянской церкви города Феодосии гласит, что при рождении художника звали Ованнес.

Выпускник Симферопольской гимназии был принят на казенный счет в Императорскую Академию художеств, а затем и вовсе практиковался в батальной живописи, непосредственно участвуя в Кавказской войне.

Если вам и после этого не пахнет имперским духом, то вот вам, как говорится, «фаталити» — в 1844 году Иван Айвазовский стал живописцем Главного морского штаба России с правом ношения морского мундира.

Антон Павлович Чехов о встрече с Айвазовским оставил такое воспоминание: «В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло».

Кстати, последняя картина художника, которую он не успел дописать, называлась «Взрыв турецкого корабля».

То есть тут не то что не пахнет никаким украинством, а наоборот, Айвазовский — воинственный солдат империи, боевой художник, имя которого впору писать на снарядах, которые летят на голову украинских нацистов. Судя по воспоминаниям современников, мастер был вспыльчив и за вольное обращение «Метрополитена» расправился бы с американцами с генеральской суровостью.

«Веками принадлежат нашему Московскому государству»

Что касается Ильи Ефимовича Репина, то тут даже начинать разговор как-то нелепо. Художник, чье имя стало символом русского реализма, к «свидомости» не имеет даже отдаленного отношения. Как, собственно, и город Чугуев, о котором в 1647 году русский царь Алексей Михайлович в указе писал: «Чугуевские земли и разные участки веками принадлежат нашему Московскому государству».

Собственно, город, расположенный восточнее Харькова, относить к «украинству» не приходится даже сегодня, не говоря уж о временах рождения Репина.

Но если уж пошла такая история, то тогда Илью Ефимовича проще зачислить в финские художники — в конце концов, дни свои он закончил именно в этой стране. Хотя поселок, в котором он провел свои последние годы, затем «переехал» в СССР и был переименован в честь художника в Репино.

«Суррогат» имени Ющенко

Удивительно, но музей Нью-Йорка сегодня реализует программу, озвученную в свое время экс-президентом Украины Виктором Ющенко.

В 2016 году во время встречи со студентами Киевского университета культуры политик заявил: «Важно иметь свой национальный Лувр и сказать, что Репин — „Репа“ — это украинский художник, а Чайковский — „Чайка“ — это украинский композитор. Достоевский — это украинский писатель. И в этот ряд можно включить еще тысячи имен».

Собственно говоря, идея о необходимости искусственного превращения творцов, считавших себя представителями русской культуры, в украинцев возникла ввиду полного отсутствия собственно украинской альтернативы. Украинский национализм щедро рождал убийц, но никак не певцов красоты и гуманизма. И это проблема не только внутренняя, но и внешняя. Западный обыватель интересуется: а кого мы, собственно, так рьяно поддерживаем? Что есть за этим, кроме бесцеремонных попрошаек и хамов? А нет ничего. Вот и приходится заниматься подлогом и переписыванием деятелей русской культуры на Украину. Вот только процесс это сиюминутный.