Маски сброшены. Сергей Лавров провел «итоговую» пресс-конференцию

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров проводит пресс-конференцию по итогам 2022 года. © / Сергей Гунеев / РИА Новости

Раз в год (как правило, во второй половине января) министр иностранных дел России Сергей Лавров держит ответ перед представителями российских и зарубежных СМИ. На этот раз рандеву назначили на 18 января. «Акулы пера» недолго «пытали» министра. «Всего» три часа и две минуты.

   
   

Зал для пресс-конференций в здании МИД был забит до отказа. 178 журналистов пришли послушать, как Лавров будет подводить итоги работы российских дипломатов в 2022 году. Места в первых рядах занимались задолго до начала встречи. 18 января было задано 18 вопросов.

Трудная задачка для Марии Захаровой

«Ну что, еще два последних вопроса?» — спросила Лаврова официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, когда с начала пресс-конференции прошло уже 2 часа 45 минут. «Пусть недружественные страны вопросы еще зададут», — попросил министр в ответ.

Захарова улыбнулась. Задачку Лавров поставил перед ней не из легких. Ведь как с ходу определить, кто из желающих еще задать свой вопрос относит себя к «недружественным странам»? Захарова быстро вышла из трудной ситуации. «Пусть сами обозначат себя, как недружественными СМИ», — предложила она и вопросительно посмотрела в зал.

Количество поднятых рук сразу заметно уменьшилось. Тем не менее человек десять продолжали настаивать. Вот и определились. В список «недружественных» сами себя записали представители японских СМИ. Им и дали слово.

Лирический вопрос Лаврову

Трудно было не догадаться, что львиная часть этой пресс-конференции будет посвящена Украине и всему, что вокруг нее происходит. География тех, кто задавал свои вопросы, была очень обширной. От журналистов из Латинской Америки до Грузии. И почти в каждом ответе Лаврова так или иначе звучали «украинские нотки».

Даже когда глава МИД отвечал на вопрос, какое слово он бы назвал самым трагичным, а какое — самым обнадеживающим в 2022 году, министр задумался лишь на несколько секунд и ответил: «война» и «победа».

   
   

«Это действительно такой лирический вопрос... Знаете, ну слово “война”, я не побоюсь этого сказать. Потому что происходящее является нашим ответом, который, как сказал президент, может быть, нужно было и чуть-чуть раньше сделать, но это именно ответ, и он не опоздал, это важно, на ту гибридную войну, которую против нас развязали и под лозунгом которой в самых разных вариациях сейчас Запад продвигает свою повестку дня», — заметил Лавров.

«Ну а слово, которое дает надежду — это “победа”, — продолжил отвечать министр. — Я думаю, он (мир — aif.ru) должен услышать слово “победа”. Те, кто хочет услышать слово "переговоры", они, к сожалению, сами этих переговоров не хотят и всячески манипулируют этим термином для того, чтобы затягивать эту войну как можно дольше против России».

Где сейчас эти увещевания?

Отдельно спросили и про западные санкции. Уже никаких приличий никто не соблюдает, заметил в ответ Лавров, а сами антироссийские санкции, уверен он, направлены на «революцию против нынешнего руководства РФ».

«Говорят, есть такое выражение — “маски сброшены”. Долгие-долгие годы, когда в Совете безопасности ООН обсуждались санкции в отношении той или иной страны, которая нарушала международное право, нарушала обязательства и каждый раз западники, которые инициировали те или иные санкционные меры, клятвенно заверяли, что речь не идет о санкциях, которые будут наказывать народы, населения, это санкции против режимов. Где сейчас эти увещевания? — спросил журналистов Лавров. — Санкции против России открыто декларируются как направленные на то, чтобы народ совершил революцию против нынешних руководителей России. Здесь уже никаких приличий никто не соблюдает и соблюдать не собирается».

Все это от лукавого

И все же, будут ли в этом году переговоры с Киевом, спросили Лаврова журналисты. «Вся эта болтовня западная, что они-то готовы (к переговорам — aif.ru), а вот мы (не готовы — aif.ru) — все это от лукавого. Вы спросили, какая перспектива переговоров между Россией и Западом по украинскому вопросу — мы будем готовы на любые серьезные предложения ответить. Предложений серьезных пока мы не видим. Будем готовы их рассмотреть и определиться», — ответил министр.

Россия, по его словам, слышит «заклинания в западных столицах, что ни слова об Украине без Украины». «Это все чепуха, потому что на самом деле ведь Запад решает за Украину. Они же запретили Зеленскому договориться с Россией в конце марта прошлого года, когда такая договоренность уже была готова. Значит, решает Запад. Решил он за Украину, без Украины: не время. И сейчас говорят то же самое: нужно побольше оружия, нужно побольше истощить РФ», — пояснил свою мысль Лавров.

Бегать за американцами не собираемся

При этом он особо подчеркнул, что Россия никогда не разрывала диалог с США — это делал Белый дом. «Вообще-то ни одно из направлений наших контактов, нашего взаимодействия мы не разрывали. Разрывали это США. Бегать за ними, говорить "давайте опять дружить" мы не собираемся. Они знают, что мы серьезные люди и всегда на серьезное обращение будем серьезно отвечать», — сказал, как отрезал Лавров.

Вбить клин между Россией и Китаем

И, конечно же, Китай. Ну, куда же теперь без него, родимого? Корреспондент китайского телевидения поинтересовался, есть ли данные у Москвы о том, что Запад пытается вбить клин между Россией и Китаем? «Данные даже не надо искать, они находятся в открытом доступе: это стратегии, который принимают США, доктрины в сфере безопасности и декларации между НАТО и Евросоюзом... Там прямо перечисляются Россия и Китай в качестве угроз», — подчеркнул Лавров.

Запад поставил на войну против России очень многое

В то же время он отметил, что на Западе Россию принято считать «немедленной угрозой, с которой хотят поскорее разделаться». «Когда наши западные партнеры отрицают и с пеной у рта доказывают, что они с Россией не воюют, что они только помогают Украине справиться с "агрессией", восстановить свою территориальную целостность, они лукавят. Объемы поддержки однозначно свидетельствуют, что Запад поставил на эту войну против России очень многое», — подытожил Лавров.

В опубликованной несколько недель назад статье бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, отметил министр, тот четко обозначил, что происходящее на Украине — это «соперничество двух ядерных держав за контроль над этой территорией». «Достаточно ясно, о чем идет речь», — заключил Лавров.