Эксперт: «Роман Эрдогана с ИГ закончен»

Анкара начала проводить операцию по освобождению от террористической группировки «Исламское государство»* в городе Джараблуса на севере Сирии. Самолёты ВВС Турции нанесли авиаудары по боевикам ИГ*, также в операции задействован спецназ. Какие цели преследует Эрдоган, АиФ.ru рассказал директор Евразийского коммуникационного центра Алексей Пилько.     
   

Наталья Кожина, АиФ.ru: Алексей Васильевич, является ли эта операция началом масштабной войны Эрдогана с ИГ?

Алексей Пилько: Это война Эрдогана не с боевиками «Исламского государства», а с курдами. Турецкий лидер боится, что они соединятся со своим афринским кантоном, возьмут под контроль всю северную границу. В настоящий момент курды довольно успешно воюют с ИГ при поддержке американцев, французов и немцев. Естественно, Эрдоган хочет раньше их нанести удар по тем территориям Сирии, которые контролируются «Исламским государством», чтобы они были заняты протурецкими боевиками.

Судя по тому, что сейчас происходит, позиции ИГ на севере Сирии довольно сильно ослабли, им не позавидуешь. Идёт очень сложная война. По большому счёту, все воюют против всех. Но при этом ещё и против «Исламского государства»: Россия, коалиция под эгидой США, сирийские войска, курды, протурецкие боевики. Союзников у боевиков нет. Естественно, им тяжело. Кроме того, иракская армия наступает на них с востока.

Страшный кошмар Эрдогана, если курды будут контролировать всю турецко-сирийскую границу. Этим и объясняется активность Анкары.

— Как «Исламское государство» может ответить на подобные действия Эрдогана, и отменяет ли это торговлю нефтью турецкого лидера с боевиками, о которой так много говорили СМИ?

— Думаю, что роман Эрдогана с ИГ, скорей всего, закончен. Объективно, «Исламское государство» — слабеющий игрок, хотя слабеющий медленно. Боевики всё ещё сохраняют довольно приличный потенциал. Но им нечем ответить Турции, кроме терактов. Турецким структурам следует вести себя внимательно. ИГ будет мстить организацией террористических актов на территории страны. Естественно, ни о какой открытой войне с турецкой армией речи быть не может, ведь в этом случае боевики будут быстро разгромлены.

   
   

— Может ли Турция в дальнейшем как-то скоординироваться с нашими ВКС, или, добившись своих целей на севере, Эрдоган успокоится?

— Сложно сказать. Каждый игрок этого конфликта преследует свои цели. Интерес Турции прост. Первое — не допустить любой ценой создания независимого курдского государства на территории Сирии. Второе — сохранить лицо после ультимативной позиции о том, что Асад должен уйти. В настоящий момент Турция уже согласна, что сирийский лидер должен остаться как минимум на переходный период. Как тут быть? Эрдоган столько раз клеймил Асада, что он кровожадный преступник, а сейчас с ним нужно налаживать отношения. Что, собственно говоря, и происходит. Недавно по сообщениям СМИ высокопоставленный представитель турецкой разведки был в Дамаске. На самом деле у Турции и Сирии есть один общий интерес — не допустить создания курдского государства. В этой связи они будут договариваться. И, как ни странно, этот интерес идёт вразрез с интересами США, которые как раз сделали ставку на создание независимого курдского государства.

— Почему так произошло?

— Изначально американцы хотели избавиться от Асада руками оппозиции. Но она не оправдала надежд. После того как Россия начала операцию в Сирии, стало понятно, что, возможно, Асад не вернёт под свой контроль всю страну, но устоит в Дамаске. Ставка на так называемых «зелёных» оказалась битой. Американцы стали разыгрывать другую карту, и это удаётся им гораздо успешней. Курды — народ многочисленный — около 40 млн человек, что сопоставимо с населением Украины или Польши. Это разделённый народ, который живёт на территории Сирии, Ирака, Ирана и Турции. Кроме того, они здорово воюют с халифатом. На такого сильного, сплочённого игрока американцы и решили делать ставку. Судя по всему, они хотят видеть независимое курдское государство на территории Сирии. Что, естественно, не устраивает Анкару и сирийское правительство. В настоящий момент складывается очень сложная ситуация, такого международного конфликта не было с момента начала холодной войны. Та же боснийская война в 90- е — какой-то детский ребус по сравнению с тем, что происходит сейчас!


*Организация, деятельность которой запрещена в России.