Наталья Кожина, АиФ.ru: Андрей Иванович, как вы считаете, что могло спровоцировать отставку Михаила Зурабова?
Андрей Суздальцев: Есть несколько факторов. Понятно, что при всех достоинствах Зурабова на этом посту сейчас нужен немного другой человек. Безусловно, Михаил Юрьевич, как и российский МИД и президент Путин, приложил определённые усилия, чтобы противостояние в 2014–2015 гг. между Киевом и Москвой не вылилось в нечто более масштабное. Кроме того, Зурабов — составной элемент сложного процесса вокруг Минских соглашений, включая работу контактных групп. Ценилось то, что он имел доступ к президенту Порошенко, украинской элите. Также он — довольно сдержанный человек и не позволял спровоцировать посольство, а в лице посольства и Россию. Надо отдать должное, что ему выпали очень тяжёлые годы, и держать в это время российский флаг в Киеве — это своего рода подвиг.
В отношении Киева Зурабов выработал политику в большей степени умиротворяющую, чтобы была возможность уклоняться от провокаций со стороны Украины, максимально сдержанную. Но одновременно в экономическом плане мы чувствуем, что расходимся друг с другом. Видимо, сейчас российское руководство вышло на какой-то новый этап отношений с Киевом, а значит, нужны другие люди. Было бы странно, если бы старый посол неожиданно поменялся в своей методике и своих шагах. Будем считать, что отставка — это начало некоего процесса наших отношений с Украиной.
— У вас есть предположения, кто может стать новым послом?
— Пост посла — очень сложный, сейчас он приобретает колоссальное значение. С учётом того, что новому человеку будут даны абсолютно иные инструкции, это может быть кадровый дипломат из сферы специалистов, которые решают кризисные проблемы. Второй вариант — кто-то из губернаторов. Из какого-нибудь сложного, тяжёлого региона, возможно, соседствующего с Украиной. Третий вариант, но при этом самый сомнительный — пост может занять человек из силовых ведомств.
— Как в целом вы оцениваете работу Зурабова на своём посту?
— Я представляю эту работу. К сожалению, послы могут далеко не всё. Конечно, есть эксперты, которые предъявляют Зурабову претензии по поводу того, что он «прохлопал», «прозевал» Майдан и т. д. Но мы же живём не в XVIII веке, когда посол сидел в каком-нибудь европейском государстве, писал письма, но они не доходили императору. Все что-то видели по телевидению, в интернете. Я бы не говорил, что он что-то «прохлопал», плохо работал. Просто ситуация, в которую он попал, была безумно тяжёлой. Думаю, что со временем мы сможем дать более трезвую, взвешенную оценку деятельности Зурабова в то критическое время.
Смотрите также:
- Страна падает, рейтинг растёт. Эксперт о политическом будущем Тимошенко →
- Черномырдин меняет Киев на Москву →
- Марк Урнов. Насупливание бровей →