Дефолт до драхмы доведёт. Три возможных сценария будущего Греции

Досрочные парламентские выборы притормозили предоставление денежной помощи Греции со стороны Евросоюза. В своей предвыборной кампании новый премьер-министр обещал смягчить программу жёсткой экономии, в обмен на выполнение которой кредиторы перечисляют Афинам новые транши. С августа прошлого года Брюссель никак не может одобрить предоставление грекам нового транша в 1,2 млрд евро. Без этих средств Греции довольно проблематично возвращать свои долги. В настоящее время её госдолг превышает 324 млрд евро (175% ВВП).

   
   

Если международные кредиторы будут требовать сохранения «порочного круга бюджетной экономии» как обязательного условия выделения финансовой поддержки, Афины обещают провести референдум. С таким заявлением, по информации Financial Times, выступил Алексис Ципрас.

Как пишет Wall Street Journal, из-за неопределённости по Греции еврозона «теряет терпение» и готовит план «Б» на случай, если правительству Ципраса не удастся договориться с кредиторами и страна объявит дефолт.

АиФ.ru вместе с экспертами рассмотрел возможные сценарии, которые ждут порядком уставшую от кризиса Грецию.

Вечный должник

Наиболее вероятным сценарием будущего Греции руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов называет сохранение членства в еврозоне и вытекающей отсюда многолетней кредитной кабалы.

«Европейские финансовые круги не заинтересованы ни в выходе Греции из зоны евро, ни уж тем более в списании её долгов и банкротстве. Почему так происходит? Дело в том, что Греция обеспечивает значительную часть европейской государственной ренты. После первой волны европейского кризиса банки были стабилизированы за счёт того, что правительства одновременно занимали у них деньги и давали им деньги. Это политика была несколько отличной от американской, когда ФРС (Федеральная Резервная система США — прим. ред.) просто субсидировала банки за счёт денежной эмиссии. В ЕС эмиссию старались держать под контролем, периодически наращивая, но банки теперь стали зависеть не столько от реальной экономики, которую они в теории должны кредитовать, сколько от государства. Они присосались к национальным бюджетам и получают от них огромные деньги. Увеличение долга Греции — образец того, как это происходит. Именно поэтому сейчас наиболее вероятным сценарием является сохранение Греции в положении долгового раба», — подчёркивает Колташов.

Профессор экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин считает, что Греция сама заинтересована в Евросоюзе — на это указывает поведение Ципраса.

   
   

«Вполне возможно, что грекам удастся как-то тянуть время и так или иначе договариваться с ЕС о том, чтобы продлевать выплаты по долгам, перехватывать где-то деньги. По крайней мере, Ципрас стремится к чему-то подобному <…>. В принципе грекам удаётся реструктуризировать какую-то задолженность, перехватывать ещё деньги у ЕС, МВФ. Какое-то время это может тянуться. Собственно, политики часто так поступают, они не думают о принципиальном решении проблемы, они думают, как продержаться тот период, на который их избрали, и по возможности выиграть следующие выборы. Так что здесь трудно сказать, в какой момент это всё может рухнуть», — отмечает эксперт.

Дефолт, драхма, девальвация

Вместе с тем усиливаются слухи о вероятности банкротства Греции и последующего выхода страны из еврозоны. Международные финансовые институты ухудшают прогнозы по греческой экономике. А рейтинговые агентства предупреждают о высокой вероятности дефолта Афин. В начале апреля агентство Fitch неожиданно понизило рейтинг государства до отметки «ССС» с негативным прогнозом. В переводе на обычный язык это означает «возможный дефолт». Другие агентства из «большой тройки» Standard & Poor’s и Moody’s перспективы Греции также оценивают как сомнительные. S&P понизило рейтинг страны до уровня «В-» (прогноз негативный), Moody’s на днях опустило рейтинг гособлигаций Греции с Caa1 до Caa2 с негативным прогнозом.

«Негативный прогноз отражает мнение агентства Moody’s о том, что баланс между экономическими, политическими и финансовыми рисками в Греции смещён в сторону понижения», — отмечается в сообщении Moody’s.

Ранее британская газета The Telegraph писала о планах греческих властей национализировать банковскую систему и вернуть в обращение собственную валюту — драхму, которая будет использоваться паралелльно с евро. Если Афинам не удастся договориться с кредиторами, этот сценарий будет воплощён в жизнь, предупреждали источники издания.

Являясь членом еврозоны, Греция не может стимулировать свою экономику за счёт девальвации валюты, потому что она использует общеевропейскую валюту и не имеет рычагов для регулирования её курса.

«Если Афины выходят из еврозоны и возвращают свою драхму, то они могут её сильно девальвировать. Если сильно девальвировать валюту, то, с одной стороны, народу становится жить труднее, но, с другой стороны, для иностранцев их услуги становятся дешевле. И греки, если они введут драхму и сильно её девальвируют, могут сделать свои курорты более дешёвыми по сравнению с конкурирующими странами, и тогда значительная часть туристов переориентируется с Испании, Италии, может быть, даже Турции в Грецию. В краткосрочном плане у них будет усиливаться наполняемость отелей, а в долгосрочном плане это может привести к тому, что пойдут инвестиции, будут строиться новые отели, расширяться курорты, ориентируясь на то, что через несколько лет будет ещё больше туристов», — не исключает Травин.

Такого рода девальвация будет способствовать развитию страны. Однако правительство Ципраса вряд ли переживёт девальвацию, поскольку она чревата падением уровня жизни, вместе с которым рухнет авторитет нового премьера.

С левых на правых

Последствия дальнейшего нахождения Греции в еврозоне будут печальными, считает Колташов: люди будут ещё беднее, долгов у государства ещё больше, а безработица никуда не денется. Уровень греческой безработицы уже побил рекорд времён Великой депрессии (25%), достигнув отметки в 28%. «И это официальная безработица, то есть заниженная. Реальная безработица ещё выше. Из страны уехали тысячи специалистов, в основном молодых и грамотных. Люди и дальше будут бежать из Греции, и если не будет нормальной экономической жизни, нормализации экономического роста, страну ждёт социальный взрыв», — полагает Колташов.

Пока греческое общество не разочаровано в правительстве социалистов, поскольку верит, что новые власти смогут улучшить ситуацию. Но доверие населения не может длиться вечно, тем более греческого населения, неоднократно выходившего на баррикады из-за несогласия с политикой экономии.

«Социальный взрыв может привести к самым разным сценариям, вплоть до прихода к власти ультраправых, которые будут держать страну под контролем. Реализуются идеи греческих неофашистов: "Греция для православных греков и да здравствует футбол". Кто говорит, что нет работы и что макароны подорожали, тот, видимо, российский шпион и враг демократии в Европе. Такой разворот может быть. То, что мы наблюдаем, тестируется на Украине, почему такое не может произойти в Испании, Греции, Португалии?», — задаётся вопросом Колташов.