— Большая часть школ в Донбассе, около 90%, откроется 1 сентября. В ДНР — 584 школы, в ЛНР — 488 школ, чуть поменьше в Херсонской и Харьковской областях. Это достаточно неплохие показатели, учитывая достаточно агрессивную политику украинских властей по отношению к людям Донбасса. Часть школ еще восстанавливается. Я посещаю разные регионы освобожденных территорий. Так вот, в день, когда я уехала из Херсонской области, мне коллеги прислали данные о попадании снарядов еще в одну школу. Украинская армия целенаправленно стреляет в социальные объекты — больницы, поликлиники и школы.
Министерство просвещения и правительство РФ оперативно проделали большую работу в этом направлении, администрации областей работают, поэтому дети могут пойти в школы.
Юлия Борта, aif.ru: — О чем говорят учителя, как им приходилось работать с началом специальной военной операции?
— На учителей с самого начала оказывается большое давление со стороны украинских властей. Многие из педагогов столкнулись с разными обманными схемами и прямым запугиванием. Тем, кто продолжал добросовестно работать как учитель, стали блокировать карточки, банковские счета, более того, блокировать даже счета, на которых находились пенсионные накопления их родителей. Учителей, которые продолжали работать с детьми, запугивали, публикуя в разных телеграм-каналах их фотографии с нелицеприятными текстами. Были случаи, когда устанавливали растяжки возле выхода из дома учителя или возле школы. В ДНР мне говорили, что учителям обещали платить две трети от оклада, если они просто уйдут и не будут работать в школе после прихода российской власти. Единицы ушли. Но многие, несмотря на угрозы, остались в школе. На мой взгляд, учителя — настоящие герои.
Я вспоминаю 2014 год, когда начались военные действия. Я тогда помогала вывозить из Донбасса раненых детей и мам с детьми. Помню, что уже тогда, несмотря на обстрелы, на то, что люди сидели в подвалах, учителя продолжали учебный процесс. И таких людей надо максимально поддерживать.
— Сейчас есть дефицит учителей в школах?
— Изначально нехватка педагогов была. Ведь, к сожалению, учителя тоже гибли во время обстрелов. Кто-то уезжал. Сейчас процесс налаживается. Сформирована команда учителей из российских регионов, которые будут там работать — примерно 630 педагогов. Они отправятся в длительные командировки. Это не только решает проблему дефицита, но и способствует интеграции образовательных программ.
Более 10 тыс. учителей Донбасса прошли повышение квалификации в России. Для этого создан специальный штаб по Ростовской области, который занимается интеграцией образования, для учителей был разработан ряд эксклюзивных программ. До конца 2022 года еще минимум 4 тыс. учителей пройдут повышение квалификации.
Кстати, когда я разговаривала с учителями, приезжавшими на повышение квалификации, многие честно признавались, что удивлены тому, какая в России система образования. Им про нас говорили совсем другие вещи. Например, что Россия будто бы с другими учителями заключает соглашения только на один год работы, что у нас в стране запрещен английский язык. И когда они видят, что у нас в стране есть технопарки, кванториумы, множество возможностей для всестороннего образования детей, они, конечно, говорят, что это сказка, которой они себе представить не могли. У них такого не было.
— Как решили вопрос с учебниками? Ведь понятно, что по украинским учить детей нельзя.
— Россия отправляет больше 7 млн учебников на освобожденные территории Донбасса, также помогает обеспечить классы методическими пособиями, школы — школьными автобусами. Украинские школьные учебники были построены таким образом, что уже детей готовили к войне с Россией. В них перевирали историю, заменяли героев Великой Отечественной войны нацистскими преступниками, включали методички, как стрелять в наших солдат. Когда я была в школах Волновахи, то заметила, что даже русских ученых переименовывали в украинских. Например, под портретом русского и советского физика И. В. Курчатова, родившегося в Уфимской губернии, было написано — «украинский ученый». Интересно, что теме изучения Великой Отечественной войны отводилось всего несколько уроков в 10 классе, причем в мае. Это было сделано сознательно. Мы потом изучали структуры, которые создавали такие учебники, дающие ссылки на литературу НАТО и ООН. Руководитель этой структуры учился в Штатах, сейчас там и живет.
В доверительном общении учителя делятся, что программа, которая существовала в школе, спущенная властями Украины, была нацелена больше на развлечение детей, чем на подготовку грамотных кадров. Они скорее готовили среднее звено или обслуживающий персонал.
Поэтому сейчас в Минпросвещения ведется большая работа, как восполнить все выпавшие знания, возникшие у детей в силу таких программ. В школах усилиями учителей появляются уголки Великой Отечественной войны. Постепенно все возвращается на свои места, выстраивается работа.
— Что по поводу безопасности? Теракты на освобожденных территориях случаются чуть не каждый день.
— Я была на ряде совещаний. Этот вопрос держится на контроле. Полная безопасность будет обеспечена, соответствующие структуры будут охранять детей. Не уверена, что стоит сообщать подробности, чтобы не привлекать внимания.
— Каковы сейчас настроения на освобожденных территориях? Готовы родители вести детей в школы?
— Жизнь, несмотря ни на что, продолжается. Когда была в Херсонской области, отметила, что, хотя продолжаются обстрелы, утром можно увидеть, как люди идут на пробежки, мамы гуляют за ручки с детьми. Когда я переезжала границу, то видела большое количество гуманитарного груза с канцелярскими принадлежностями. Первоклассники получают наборы для школы к 1 сентября, портфели. Я общалась с родителями, которые собираются вести детей в 1 класс. Все готовы и с нетерпением ждут, когда начнется новый учебный процесс.
В Херсоне проезжала мимо школы, в которую недавно попал снаряд. Здание уже отремонтировали, покрасили. Где-то учителя своими руками делают ремонт после обстрела. Высаживают цветы, облагораживают территорию.
В сентябре меня пригласили в ряд школ и вузов Донбасса выступить перед ребятами и рассказать об общественных проектах, в которых они могут принять участие. Молодежь там активная и замечательная.